Нужен ли христианам спорт?

перейти к обсуждению

По благословению

Святейшего Патриарха Московского

и всея Руси АЛЕКСИЯ II

Священник Андрей Овчинников

 

 

Содержание

стр 1

Предисловие автора

 

Часть I. Физическое воспитание детей

 

Движение и здоровье

Зачем детям спорт?

Любительский и «дворовый» спорт

Кружок при воскресной школе?

Нужно ли отдавать детей в спортивные секции?

Каким должен быть тренер?

Почему важен контроль родителей?

стр 2

Какими видами спорта лучше заниматься?

Туризм

Экстремальные виды спорта

Куда направить энергию молодых?

Здоровье — это Божий дар

О здоровом питании

 стр 3

Часть II. Трудности большого спорта

А что плохого в спорте?

Трудоустройство бывших спортсменов

Ценности истинные и мнимые

Что такое профессиональный спорт?

 стр 4

Часть III. Нужен ли христианам спорт?

«… От телесных состязаний к духовному поприщу»

О досуге христианина

О природе спорта

 

Из жизнеописания иеромонаха Василия (Рослякова) 

стр 5

ПОКАЯННЫЙ КАНОН

Творение иеромонаха Василия,

в Оптиной Пустыни на Пасху убиеннаго 

 

 

Предисловие автора

 

Мы с вами, дорогой читатель, живем в такое время, когда Церковь получила, наконец, возможность говорить с людьми обо всем, что их тревожит и волнует. Не только высшие тайны че­ловеческого духа открывает нам ее любящий го­лос. Изливает она свой благодатный свет и на наши жизненные повседневные проблемы, стре­мясь к тому, чтобы земная жизнь человека была освящена миром, исполнена радости и любви. Сегодня, когда есть возможность свободно про­поведовать Слово Божие, служители Церкви в своих наставлениях несут людям Евангельскую правду о самых разных сторонах человеческой жизни. Одни явления нашего времени, которые помогают человеку духовно расти и продвигать­ся по пути спасения, поддерживаются и одобря­ются Церковью, другие, которые подрывают нрав­ственную жизнь общества, разрушают духовные ценности нашего народа — осуждаются…

Трудно сегодня представить нашу жизнь без науки, искусства, культуры. Об этих сферах че­ловеческой деятельности написано много серьез­ных и глубоких сочинений. Есть среди авторов и духовные писатели: Церковь сказала свое слово о науке, искусстве, культуре… А что представ­ляет собой такое явление нашей жизни как спорт? Как Церковь и ее чада должны к нему от­носиться? В нашей книге мы попытались посмот­реть на эту проблему с точки зрения православ­ного христианина. Однако перед тем, как обра­титься к любой проблеме, очень важно дать как можно более точное определение тех понятий, которые мы собираемся использовать, создать, так сказать, свой «понятийный аппарат». Мы нача­ли с того, что попытались разделить понятия «спорт» и «физическая культура».

Итак, когда мы говорим о спорте, то имеем в виду следующее:

Спорт — это образ и уклад жизни, где человек, как солдат на военной службе, живет, четко исполняя задания и волю сво­их спортивных наставников. Спорт — это культ тела, когда физическая красота возводится в ранг высших достоинств челове­ка. Спорт это мощная индустрия зрелищ; бизнес, который создает и формирует свою систему ценностей.

«Но кроме профессионального спорта существует спорт любительский, — возразит нам читатель. — Что же, и для него найдутся строгие слова обличения?» Для ответа на этот вопрос мы обратимся к другому понятию, которое мы также пытаемся раскрыть в нашей книге — физической культуре. Христианская антропология рассматривает человека как существо духовно-те­лесное. Человек, состоящий из духа, души и тела, нуждается в полноценном и гармоничном разви­тии и духовных, и телесных потребностей. На первом месте должны находиться высшие запро­сы человеческого духа — то, к чему призывал Господь, — искать «прежде… Царства Божия и правды Его» (Мф. 6, 33). Но и телесные потребности человека не могут быть нами оставле­ны в небрежении. Ведь тело человека, по словам апостола Павла, есть «храм… Святаго Духа» (1 Кор. 6, 19). Тело — это жилище богоподоб­ной души; телесная природа человека возвыше­на настолько, что будет участвовать вместе с ду­шой в Божественном прославлении.

Рассуждая о духовной жизни, мы видим, что «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12). Другими словами, для спасения требуется труд. А где есть труд, там нужно крепкое здоровье. И Здесь мы подходим к серьезной проблеме — про­блеме здоровья. Как должен человек относиться ‘К своему здоровью? Самое главное, что нужно помнить: здоровье — это великий дар Бо­жий, который надо хранить и укреплять. Поэтому все, что касается заботы о сохранении здоровья, — есть доброе и благое начинание. И п этом деле главным подспорьем бывает именно физическая культура.

Одобряя и поддерживая занятия физкультурой, отметим следующее: физическая культура и массовый спорт в отличие от боль­шого спорта свою главную задачу видят в укреплении здоровья людей. Занятия физической культурой просто необходимы людям, проживающим в больших городах, где нет возмож­ности заниматься физическим трудом. Ее можно активно использовать как средство повышения работоспособности, особенно тем людям, чей труд изымают творческим. Особо следует сказать о Прикладной физкультуре, задачи которой очень разнообразны: и подготовка юношей к службе в армии, и использование определенных навыков в профессиональной деятельности (милиционеров, пожарных, спасателей). Необходима и особая физкультура — лечебная, как средство реабили­тации и восстановления сил и здоровья. Физическое развитие — это составная часть, хотя и не главная, общего развития человека. А на правиль­ное развитие человека, особенно в детском воз­расте, родителям и педагогам нужно обращать самое пристальное внимание.

Вспомним слова святого апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 6, 12). То, что служит на благо человеку, то, что помогает ему в преодолении житейских трудностей и скорбей — полезно для него. И если физи­ческая культура является для кого-то подспорьем в жизни, если человек от занятий физическими упражнениями получает заряд сил и здоровья, то за него хочется порадоваться и пожелать ему по­чаще обращаться к Богу со словами благодарно­сти. Ну, а если кто-то решит посвятить свою жизнь спорту и направить все силы на укрепле­ние и совершенствование своих физических ка­честв, то он должен всерьез задуматься о том, кому и чему он будет служить всей своей жиз­нью, каких целей будет достигать. Об этом мы и собираемся говорить с читателем.

Протоиерей Андрей Овчинников

 

Часть I

 

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

 

Движение и здоровье

 

Люди всегда знали о том, что движение — неотъемлемая часть их жизни. Возможно, это знание Бог дал человеку вместе с разумом. Рождение младенца сопро­вождается движением. Первый вздох, первый крик маленького человека — и он уже сучит ножками, раз­махивает крохотными ручками. Не успел малыш на­учиться переворачиваться со спинки на животик, а мать уже старается укрепить его тельце массажем и гимна­стикой. Еще не умеет он думать и говорить, — а ро­дители уже учат его ползать, ходить, плавать. Движе­ние начинается вместе с жизнью и прекращается только со смертью. Движение — это и есть сама жизнь. Как говорит старец Василий Поляномирульский: «Если бы нам было полезно быть расслабленными телом и лежать полумертвыми, едва дыша, то Бог нас та­кими бы и сотворил с самого начала. Но Он сделал иначе, и потому согрешают те, кто хорошо сделан­ное не хранят в том же состоянии[1].

По движениям маленького ребенка врач определяет, правильно ли он развивается. Движения взрослого о человека часто выдают окружающим его происхож­дение, характер, род занятий.

Трудно представить себе систему воспитания ребенка, из которой исключены подвижные игры и физи­ческие упражнения. Это так естественно: ребенок растет, а взрослые заботятся о его правильном развитии. Однако, обращаясь к вере и зрелом возрасте, современные родители среди прочих, обычных для неофитов вопросов, задают священнику и такой: «А нужен ли христианам спорт?». Любой врач-педиатр скажет, что не заботиться о физическом развитии городского ребенка неразумно. Но христиане знают и то, что спорт возбуждает дух соперничества, дает почву для появления гордости, тщеславия. «Как же быть? — спрашивают мамы и папы. — Где та золотая середина, которой должны придерживаться право­славные люди? Как взять от спорта только хорошее и не навредить нравственному воспитанию собственного ребенка?»

Если обратиться к истории нашего государства, то можно увидеть, что воспитание мальчиков на Руси было невозможно без физической подготовки. В учебнике по истории физкультуры и спорта мы читаем: «Девочек и девушек воспитывали женщи­ны, а мальчиков и юношей — мужчины. Каждый славянский мальчик знал, что должен вырасти воином. Военная подготовка славянина начиналась с двух лет, а в четыре года его уже сажали на коня. Сначала мальчика приучали к игрушечному оружию. В 10 лет он под руководством отца должен был в совершенстве владеть деревянным оружием, знать приемы фехтования. К 12-и годам мальчик овладевал основными приемами борьбы — бросковой и ударной техникой. В 12 лет подросток начинал овладевать боевым оружием. В 16 лет он проходил посвящение в воина. Восточные славяне были искусными пловцами и гребцами. На своих лодках-однодревках они пускались в плавание по Днепру в Черное море. В VII в. славянский флот доходил до Крита и южных берегов Италии, осаждал Царьград»[2].

На русских землях народ бережно сохранял и продолжал развивать самобытные формы физического воспитания, которые служили ему средством подготовки сильных, выносливых воинов — чудо-богатырей. Не только простые, но и знатные люди старались вшить своим детям надлежащее физическое воспита­ние. «Начиная с X в. в княжеских и боярских домах появляются специальные лица для воспитания детей, это были, главным образом, выходцы из народа, владеющие воспитательным мастерством. Воспитывая и обучая детей, они использовали народные формы физического воспитания. В юном и зрелом возрасте молодежь совершенствовала свою военно-физическую подготовку, находясь на службе в старшей боярской дружине, а также и в быту, на охоте, конных ристалищах (турнирах, состязаниях), военных играх и по­мехах (развлечениях)»[3].

Много полезных советов о том, как надо воспитывать княжеских детей, есть в «Поучении» Владимира Мономаха своим чадам. Ставя на первое место пушение детям страха Божия, «Поучение» в то же время рекомендует воспитывать в них мужество, храбрость, трудолюбие, гуманность, отвагу, любовь к Родине, умение защищать ее от врагов. Владимир Мономах завещал не страшиться «ни рати, ни зверя», но творить «мужское дело».

А как можно творить «мужское дело» без физической подготовки? Любой мальчик, которого правильно воспитывают, знает, что надо быть сильным, надо уметь постоять за себя, защи­тить свою семью, свою Родину… Но и кроме все­го этого есть у христиан еще одна важная задача — мы должны вырастить здоровое поколение, а это невозможно без правильного физического воспитания детей.

Восточный ученый-медик Абу-Али Ибн Сина, из­вестный европейцам под именем Авиценны, почти тысячу лет назад утверждал, что если человек умеренно и своевременно занимается физическими упражнениями и соблюдает режим, то он не нуждается ни в лечении, ни в лекарствах. Ученый считал, что физические упражнения укрепляют мышцы, связки и нервы, благодаря чему люди могут выполнять свою работу, будучи ограждены от опас­ности заболевания. Многое спорно для христиан в учении восточного доктора, но нельзя не признавать и того, что его «Канон врачебной науки» был учеб­ником для медиков нескольких поколений.

Христиане знают, что здоровье — это Божий дар, который мы должны хранить и укреплять. Физически развивать наших детей мы обязаны уже потому, что несем ответственность не только за их духовное, но и за физическое здоровье.

Зачем детям спорт?

 

Итак,   для   нормального развития детям необходимо движение, поэтому родители должны позаботить­ся об их физическом воспитании. Но нужно понимать, что спорт и физкультура — это разные вещи. Ведь заниматься зарядкой можно и дома. Нам же важно обсудить вопрос о том, что надо «взять» у детского спорта и от чего постараться оградить своих чад. Спорт развивает работоспособность, тренирует волю. Через «не хочу» и «не могу» совершается в спорте многое, и в этом — его полезная сторона. Работа на грани переутомления воспитывает в человеке такие качества, которые могут пригодиться ему во взрослой и даже в духовной жизни.

У нас с матушкой, например, подрастает старший сын. Он очень живой, и мы думаем, что как раз таким детям необходимы физические нагрузки. Я не знаю, хватит ли у меня сил бегать вместе с ним на зарядку по утрам, но понимаю, что о решении этого вопроса придется подумать заранее. А к спортивной секции стоит относиться примерно так же, как православные относятся к детскому саду. Занятия в секции предполагают отрыв от семьи. Общение тренера с детьми сильно отличается от домашнего, поэтому я бы советовал взрослым только хорошенько все обду­мав и взвесив отдавать маленьких детей в секции.

Лет до девяти родители могут сами заниматься с детьми. Два или три часа во время про­гулки на свежем воздухе можно провести с пользой для здоровья всей семьи: брать с собой мяч, бадмин­тон, велосипед. Перед началом зимы позаботиться о том, чтобы у ребенка были лыжи, санки, коньки… Главное — не лениться. Можно самим придумывать подвижные игры, ходить в походы, совершать лыж­ные прогулки всей семьей. Нам всем надо вести ак­тивный образ жизни, закаляться самим и закалять своих детей. Детям необходимо привыкать к физиче­ским нагрузкам и здоровому образу жизни, и тогда, Бог даст, они вырастут крепкими и сильными.

Мы знаем, что нормальный сон — это часть правильного образа жизни. Но современные дети плохо спят. Почему? Ребенку необходимо уставать физичес­ки. Сон — это защитная реакция организма на утом­ление. Но если утомления нет, значит, нет и сна. Мно­гие дети плохо едят, но если ребенок не трудится, то он и не ест. Аппетит — это сигнал к тому, что орга­низму необходимо пополнить расход физических сил. Немного сложнее обстоит дело с аппетитом взрослых, тем не менее, мы знаем, что у работников умственно­го и физического труда — разный рацион. Плохим аппетитом страдают (мы не говорим о больных) люди, которые не бывают на воздухе, не трудятся физичес­ки, не устают. Поэтому родители сами должны вести активный образ жизни. Пусть мы не хотим зани­маться спортом, но мы обязаны дать детям крепкое здоровье. Мы должны научить их посто­ять за себя, защитить слабого, быть ловкими, смелы­ми. Женщинам свойственно тянуться к сильному полу, значит, мальчик, желающий вырасти настоящим мужчиной, стать хорошим мужем, должен стремить­ся быть сильным. Если дети христиан вырастут сла­быми и мягкотелыми, кто защитит наше Отечество и наши семьи?

Любительский и «дворовый» спорт

 

Наверное, люди старшего поколения хорошо помнят, как радостно им бывало в детстве зимой, когда насту­пали первые морозы, и все ребята выходили во двор за­ливать каток. В каждом районе были свои опытные на­ставники, которые знали, как надо залить лед, чтобы не было бугорков. Сначала заливали кипятком, потом холодной водой, выбирали дежурных, которые следили за тем, чтобы никто не выходил на лед рань­ше времени. В течение всей зимы каток старались под­держивать на должном уровне, чистили снег. С на­шей детворой бесплатно или почти бесплатно работа­ли энтузиасты. Они доставали недорогой инвентарь, собирали пожертвования для развития своего дела, тренировали ребят — пытались вовлечь мальчишек и девчонок в спортивную жизнь. Дети были заняты, и может быть, еще и поэтому уровень детской преступ­ности был на порядок ниже сегодняшнего.

А теперь любительский спорт, как и многое другое в нашем обществе, приобрел коммерческий характер. Бесплатные секции закрылись. И, пожалуй, толь­ко теперь мы поняли, как много потеряли наши дети. Нее мы хорошо помним и дворовый каток, и дворовый футбол. Любительский спорт давал людям силы для жизни, и государство финансировало v/o развитие. Местные органы управления органи­зовывали походы выходного дня, лыжные прогулки. Теплая электричка отвозила людей в пригородные поселки и несколько часов ждала окончания прогул­ки, чтобы доставить лыжников обратно домой.

Сейчас не приходится рассчитывать, что о здоровом образе жизни наших детей позаботятся работни­ки ЖЭКа или энтузиасты-физкультурники при обще­образовательной школе. Но задачи наши остались прежними: мы хотим вырастить полноценное поколение.

 

 

Кружок при воскресной школе?

 

Православным можно было бы организовывать спортивные кружки при воскресной школе, хотя на приходе сделать это сложнее, чем во дворе. Ведь задача Церкви — это, прежде всего, воз­рождение приходской жизни. Конечно, если бы при храме нашлись профессионалы, выпускники физкультурных институтов, бывшие спортсмены, которые взяли бы на себя труд по организации спортивных кружков, — это было бы очень хорошо. Я, как священ­ник, а в прошлом — выпускник физкультурного ин­ститута, могу сказать, что в занятиях физкульту­рой нет ничего предосудительного для детей христиан, особенно для мальчиков. Воспитанием детей надо заниматься, и занятия физкультурой — это необходимая часть воспитания, в первую очередь, для городских ребят.

Когда я работал учителем физкультуры, то совме­щал свой труд с обязанностями алтарника в храме. И часто приходилось ехать на уроки сразу после службы. Помню, как однажды пришел в смятение от того, что пришлось играть с детьми в какую-то шум­ную и веселую игру, преодолевая покаянное настроение после великопостной службы. Но директор православной гимназии тогда Алексей Иванович, а теперь отец Алексий, сказал мне: «Что делать? Это твое послушание. Надо смириться. Верующему человеку трудно во время поста заниматься спортом. Но дети есть дети, их организмы требуют движения. Когда они подрастут, то поймут, что пост — время покаяния».

А пока можно каждое воскресенье после службы организовывать походы или лыжные прогулки, играть в футбол, волейбол… Не обязательно священнику с церковного амвона говорить, что сегодня состоится футбольный матч между прихожанами нашего храма и соседнего. Но в качестве объявления на стене воскресной школы это сообщение могло бы выглядеть уместно. Можно внести спортивные занятия в школь­ное расписание. По опыту видно, что детское разви­тие требует двигательной активности. Физическая куль­тура требует подготовки, образования, знаний (в том числе и знаний о предупреждении травм, навыков в оказании первой медицинской помощи, организации методики преподавания), поэтому хотелось бы, что­бы нашими детьми занимались профессионалы.

 

 

Нужно ли отдавать детей в спортивные секции?

 

Пока спортивных кружков при воскресных школах     нет или почти нет, родителям приходится думать о том, надо ли отдавать детей в спортивные секции, здесь, как мы уже говорили, опасность заключается пока лишь в том, что ребенок может «оторваться» от семьи, а родители — от важнейшего дела своей жиз­ни — воспитания. Воспитывать ребенка должны родители, а не секция, не тренер и не кто-нибудь другой. Но, как почти в любом явлении, в занятиях в спортив­ной секции, конечно, есть и много хорошего. Они формируют определенный ритм жизни, следуя кото­рому ребенок привыкает рано вставать, вовремя ло­житься, делать зарядку по утрам. На тренировках Опии учатся работать физически, слушаться тренера, забывать об усталости, отсекать тою волю, а главное, учатся понимать то, что плоть может быть послушной.

Не стоит слишком беспокоиться о том, что можно перегрузить детский организм в спортивной секции. Тренер несет полную ответственность за здоровье своих подопечных. Кроме того, ребенок хотя бы раз в год должен проходить обследование в медицинском учреждении, потому что для занятий спортом необ­ходимо иметь справку о состоянии здоровья. Так что начальный период спортивного развития ничего вредного детям не принесет, но это не значит, что детс­кие занятия спортом можно пустить на самотек. От­давать ребенка (особенно городского мальчика) в спортивную секцию можно и, скорее всего, даже нужно, только не стоит этого делать слишком рано. Пусть он сначала внутренне окрепнет, подрастет. Ведь лю­бой тренер — это хоть и профессионально подготов­ленный, но все-таки чужой человек.

 

 

 

Каким должен быть тренер?

 

Прежде, чем отдавать ребенка в секцию, надо хорошенько узнать, что за человек тренер, насколько состоятелен он как педагог. Можно поспрашивать соседей о том, в каких секциях занимаются их дети, нравится ли им их наставник. Хорошо, если он — молодой выпуск­ник института физкультуры, у которого еще нет се­мьи, — тогда он располагает достаточным количе­ством времени, чтобы посвятить его детям. Среди молодых спортсменов есть прекрасные специалисты. Они буквально живут своим делом: увлеченно зани­маются с детьми, вместе проводят свободное время, обсуждают общие, не только спортивные проблемы. В таком общении нет ничего плохого, в определенной мере оно необходимо ребенку для формирования личности.

Но бывает и так, что в процессе обучения тренер может возыметь слишком большое влияние на ребенка, поэтому родители не должны оставаться безучас­тными к их отношениям. Время от времени отцу или матери надо посещать тренировки, приходить на со­ревнования. Многие спортивные мероприятия орга­низуют специально, чтобы сблизить педагогов, детей и родителей. Вырастая, дети с благодарностью вспо­минают доброжелательную атмосферу спортивного коллектива. Взрослым не обязательно делать «пока­зательное выступление» из своего визита в спортивную секцию, главное уметь своевременно на­ставить ребенка ласковым словом. Если у него что-то не получилось на соревнованиях, его можно ус­покоить, поддержать в сложной ситуации. И наобо­рот, когда он проявил себя очень успешно, можно слегка осадить его: «Невелик подвиг — забить два гола или прыгнуть выше других. Спорт хорош до поры, но придет время, когда надо будет найти в себе силы, оставить его, чтобы использовать приобретен­ные качества на более важные дела». Поддерживать общение с тренером надо еще и для того, что­бы не пропустить момент, когда он начнет вовлекать ребенка в профессиональный спорт и суметь удержать ситуацию под родитель­ским контролем.

 

 

Почему важен контроль родителей?

 

Взрослым обязательно надо вникать в то, чем занимается ребенок в секции. У любого тренера всегда есть свой профессио­нальный интерес, и родители могут опоздать с разговорами, если пустят процесс обучения на самотек. Если тренеру удается подготовить мастера спорта, ему поднимают зарплату, его повышают в должности. Слишком много сил вкладывает тренер в способного ребенка, чтобы так просто отпустить его от себя. Детей с хорошими «данными» втягивают в спор­тивную жизнь, обещая им безбедное будущее, призыв на срочную службу в спортивную роту, славу, помощь при поступлении в институт… Но не так просто быва­ет вырваться из спортивной жизни, если слишком глу­боко уйти в нее. Часто только конфликт разряжал напряженную ситуацию, создавал условия для ухода. Однако далеко не каждый ребенок способен сохранять равновесие в конфликтной ситуации со взрослым человеком.

Конечно, можно покориться воле тренера и жить на тех условиях, которые он предложит. Но тогда надо быть готовым и к тому, что придется принести в жертву спортивным достижениям здоровье, нравственное состояние, а, возможно, и семейную жизнь. Ребенок, принимающий по совету тренера решение за­ниматься профессионально, не способен в силу воз­раста понять на что он соглашается. Он не знает пока, что в этом случае вся его взрослая жизнь будет свя­зана со спортом, и даже когда он захочет оставить спорт, это сделать будет не просто.

Тем не менее, можно разрешить подростку заниматься спортом, если сами родители добросовестно относятся к своим обязанностям. Я с благодарностью вспоминаю свои детские годы, проведенные в спортивной секции. Наш тренер был настоящим педагогом. Он часто проводил родительские собрания, находился в контакте со взрослыми. Сообща решались вопросы самого разного характера. Тренер интересовался на­шей успеваемостью, поведением, отношениями в се­мье. Мы никогда не слышали от родителей неблаго­дарных слов, сказанных в его адрес. Часто одинокие матери, узнав о том, что есть такой замечательный педагог, приводили в секцию своих детей, так назы­ваемых «трудных подростков», и плавание постепенно вытесняло из их жизни бестолковщину и хулиганство. Физическая энергия, которая раньше расходовалась на непотребные вещи, теперь направлялась в нейт­ральное русло. Конечно, спорт не создает каких-то высших ценностей, но хотя бы энергия «трудных» ре­бят, когда они заняты в секции, не тратится на зло. И тем самым, все-таки, исполняется заповедь псалмо­певца царя Давида: «уклоняйся от зла» (Пс. 33, 15). Спорт часто помогал завсегдатаям организаций по делам несовершеннолетних исправиться.

Дети из благополучных семей тоже получали пользу от спортивных занятий. Я помню, как мои родители внимательно следили за тем, чтобы мое вре­мя было правильно организовано, и я, занимаясь спортом, не отставал в школе. Как только учеба начи­нала страдать, спортивные занятия прекращались. Пережить такое всегда было тяжело, хотелось нара­щивать мастерство. Но взрослые поставили мне усло­вия: за тройку я пропускаю тренировку, за двойку — целую неделю тренировок. Приходилось хорошо учить­ся, чтобы заниматься любимым делом. А напряженный ритм жизни приучает ребенка к труду, воспитывает полезные для жизни качества характера.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *