Как узнать волю Божию


перейти к обсуждению

По благословению
Святейшего Патриарха Московского
и всея Руси Алексия II

Протоиерей Андрей Овчинников

Содержание

стр 1
Введение

Часть первая
Воля Божия и воля человеческая
Что такое жизнь по воле Божией?
Может ли современный человек узнать Божественную волю?
Не пытливому уму, а любящему и смиренному сердцу
Почему Бог меня не слышит?

стр 2
Часть вторая
Как узнать волю Божию?
«Почитай отца твоего и мать твою…» (Исх. 20, 12)
Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец
«Повинуйтесь наставникам вашим» (Евр. 13, 17)
За советом к батюшке
Ошибки новоначальных
Когда не у кого спросить
Священное Писание — источник познания Божественной воли
О Священном Предании
Коротко о Законе Божием
Что такое церковный устав?

стр 3
Часть третья
О препятствиях на пути познания
Своеволие
О злых навыках
Скорби, которыми врачуются грехи
О терпении обид и болезней
«Помни о конце твоем» (Сир. 7, 39)

стр 4
Часть четвертая
Слава Богу за всё, «ибо такова о вас воля Божия» (1 Фес. 5,18)
О Божественном Промысле и Божественном попущении
Что такое несчастье?
«За всё благодарите Господа» (1 Фес. 5, 18)
О плодах, приобретенных исполнением Божественной воли
О подвиге

стр 5
Заключение

Приложение

Преподобный Силуан Афонский:
О познании воли Божией
О послушании

Иеросхимонах Серафим Вырицкий:
«От Меня это было»

Акафист благодарственный «Слава Богу за всё»
Об авторе
Акафист «Слава Богу за всё»

Введение

Дорогие читатели! Мы предлагаем вашему вниманию книгу «Как узнать волю Божию?» Ее автор — клирик Храма Христа Спасителя, кандидат богословия протоиерей Андрей Овчинников. Его книги, написанные доступным языком, пользуются неизменным успехом у читателей.
Вопрос познания воли Божественной вечен как для православных христиан, так и для любого человека, живущего на земле. Он одинаково актуален во все времена и на любом этапе духовного развития каждого из нас. Да наверное это — вообще самый важный вопрос для всего человечества. Ведь познать Божественную волю стремятся все люди: и те, кто уже давно живет духовной жизнью, и те, кто только что пришел в Церковь, и те, кто все еще ищет свой собственный путь. Но для одних это — молитвенное предстояние пред Господом, для других — духовный поиск, для третьих, к сожалению, блуждание впотьмах. К числу последних относятся люди, чьё стремление узнать о себе волю Божию находится за гранью дозволенного Господом. Всевозможные гадания, занятия экстрасенсорикой и астрологические консультации — это как раз та самая дорога, которая уводит от Бога и на которой узнать Его святую волю о себе невозможно, какими бы убедительными ни представлялись доводы рекламодателей подобного рода «услуг». Воля Божия неизвестна магам, экстрасенсам и астрологам.
Как же узнать Божественную волю о себе? И как, узнав, исполнить ее? Что мешает нам в исполнении воли Божией? На все эти вопросы и пытается ответить автор книги, православный священник. Описанные им источники познания Божественной воли доступны каждому человеку. Они постоянно находятся рядом с нами. Это и благословение родителей, и совет духовника, и участие в церковных Таинствах, и, наконец, те жизненные обстоятельства, в которые мы всегда попадаем не без поли Божией. Постараемся же вместе с отцом Андреем увидеть Господа в своей жизни, попять, что все происходящее с нами и есть Его святая воля о нас. Ведь чем настойчивее будет наше стремление исполнить волю Божию, чем чаще мы будем обращаться к Нему с просьбой о помощи, тем очевиднее станут для нас Его бесконечные любовь и забота. Пусть же никогда не перестает звучать в нашем сердце вопрос: «Как узнать волю Божию?» Ведь вся человеческая жизнь — это поиск ответа на него.

Как в городах бывает обычай, что граждане сверяют свои часы с главным хронометром, < > таким же образом каждому из нас по всей справедливости должно сверять свои часы, т е. беспрерывно чередующиеся свои пожелания, свою волю подчинять их главному хронометру, т е Высочайшей Божественной воле.
Первый признак или отличие истинного христианина есть заботливость все свои дела стараться совершать усердно, опасаясь, чтобы они не были противны заповедям и воле Божией, а потому никакого дела не начинать, не призвавши сначала Бога на помощь.
Митрополит Иоанн (Максимович)

Часть первая

Воля Божия и воля человеческая

Что такое жизнь по воле Божией?

Давайте поговорим о том, что такое жизнь по воле Божией. Возможна ли таковая в наше время? Святое Евангелие раскрывает нам законы духовной жизни, от исполнения которых зависит внутреннее совершенствование человека. Идеальным примером жизни Человека по воле Божией служит для нас жизнь Спасителя. Святая Церковь учит, что Господь наш Иисус Христос в Своем земном воплощении был не только Истинным Богом, но и Истинным Человеком. Как Человек Он имел волю человеческую, а как Бог был наделен волей Божественной. Одновременно в Нем соединились две воли — Божественная и человеческая, но никогда воля человеческая не вступала в противоречие с волей Божественной.
По учению Церкви, Господь наш Иисус Христос — безгрешен. Это означает, что Он не имел на Себе никакого греха, ни первородного, ни личного, а значит и воля Его тоже была безгрешна. Человеческая воля Христа была во всем подчинена святой Божественной воле, которая направлена исключительно на творение добра, истины и любви. Но мы знаем, что как Человек Господь имел «беспорочные страсти» . Он нуждался во сне, в пище. Ему, как и любому человеку, был необходим отдых. В Евангелии говорится и о том, что Господь плакал. И как всякий человек, Спаситель страшился смерти. Он молился в Гефсимании, чтобы укрепить Себя, и Его молитва была услышана; через нее Он черпал силы, необходимые для Подвига, который и был совершен на Голгофе.
Во Христе перед нами раскрывается недостижимый идеал абсолютного подчинения воли человеческой воле Божественной. И когда мы говорим о необходимости жизни человека по воле Божией, тогда же должны сказать, что таковой именно была жизнь Спасителя. Перед крестными страданиями, зная о предстоящем распятии, Он не пытался отклонить Божественную волю о Себе. Его молитва в Гефсиманском саду — это просьба о том, чтобы хватило сил исполнить волю Отца, направленную на совершение Великой Жертвы ради спасения человеческого рода от греха, проклятия и смерти.
Действительно, Христос-Человек — Истинный и Самый Послушный Исполнитель Божественной воли. Но обратимся теперь к обычным людям, к тем, кто облечен немощами и живет в состоянии борьбы с грехом. Другими словами, обратимся к самим себе. Почему же так нелегко нам жить по Божией воле? Да, Христос был Человеком, но Человеком безгрешным не только по благодати, но и по Своему естеству. Мы — другие, наше состояние бесконечно далеко от состояния Христова. Наша воля искажена грехом. Она как бы находится в стадии тяжелой болезни, для лечения которой не хватает порой и целой жизни. Однако скажем сразу, что Святая Церковь дает нам все необходимые лекарства для исцеления. Исправить свою волю и подчинить ее воле Божественной — дело непростое, но это тот самый подвиг, к совершению которого призван каждый православный христианин.

Может ли современный человек узнать Божественную волю?

Говоря о современном человеке, мы должны помнить и обо всех его немощах, о том, что многие люди сегодня оторваны от духовной традиции, от церковной жизни. Что сказать о поколении, у которого ни родители, ни бабушки с дедушками не знали Церкви! Наш современник почти беззащитен перед мощным напором духовно вредной информации извне. Как трудно под грохот музыки услышать человеческий голос, так же трудно человеку расслышать в своей душе голос Божий, голос своей совести. Мы разучились слушать самих себя. Отсутствие тишины — как внутренней, так и внешней — привело к тому, что с людьми стало трудно говорить о Боге.
До революции нередкими были случаи, когда даже члены царской семьи оставляли на время свои обязанности и уезжали в монастыри, чтобы оторваться от суеты, побыть в тишине, помолиться и услышать голос своей совести, голос Божий. Но это были воцерковлённые люди, которые любили свое Отечество и желали быть ему полезными.
Серьезной проблемой нашего времени является информационная перегруженность человека. Решая разнообразные задачи, мы не имеем возможности разобраться в собственной жизни, темп которой слишком высок для того, чтобы остановиться и подумать. Разбираясь во всех тонкостях современного уклада жизни, человек подчас не может ответить на вопрос, какую веру он исповедует, любит ли он свою страну, заботится ли о родителях, какими хотел бы воспитать детей.
Работа также не создает современному человеку благоприятных условий для того, чтобы увидеть Бога в своей жизни. После напряженной трудовой недели люди бывают настолько опустошены духовно и физически, что заронить в их души даже малое семечко благодатного слова не просто. Кроме того, окружение, как правило, не способствует тому, чтобы человек думал о чем-то высоком, духовном и святом.
Большая часть нашей паствы — молодежь. И именно к ней хочется обратить свое слово. Зрелые люди прожили жизнь, система их ценностей давно сформирована. Им уже трудно что-то изменить в себе. Но из молодых людей, не так давно обратившихся к мере, еще можно вырастить плодоносящее дерево. Процесс этот не легкий, не быстрый и без помощи Божией невозможный. Апостол Павел учил, что и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий (1 Кор. 3, 7).
Если с Божией помощью и усилиями пастырей духовный рост, хоть и медленный, но начался, то всегда оказывается, что он напрямую связан с исполнением человеком воли Божией. Чем больше мы упражняемся в исполнении Божественной воли, тем этот рост быстрее. Но даже преуспевшим христианам важно помнить слова Спасителя: Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк. 17, 10). Вот почему заботу о результате мы должны полностью переложить на Бога. Наше дело — трудиться, подвизаться, бороться с грехом, упражняться в творении добрых дел, быть верными чадами Церкви, служить Богу и ближним, а состояние духовного роста зависит от Господа.

Не пытливому уму, а любящему и смиренному сердцу

Часто люди интеллектуального труда, привыкшие анализировать все происходящее, пытаются и Промысл Божий подвергнуть анализу Подобные попытки обречены на неудачу, потому что никаким научным исследованиям воля Божия не поддается. Воля Божия открывается не пытливому уму, а любящему и смиренному сердцу. Утверждая это, мы, конечно же, не отвергаем разум как некое орудие — скажем, компас, — позволяющее определить верное направление жизни. С его помощью из внешних обстоятельств человек с христианским мировоззрением может понять, в чем заключается воля Божия о нем.
Вот простой пример. В семье подрастают дети. Родители начинают подыскивать для них хорошую школу, учителей, которые помогли бы развить данные Богом способности. Понятно, что есть воля Божия на то, чтобы дети получали образование и воспитание. После окончания школы человек встает перед выбором будущей профессии. Очевидно, что Господь желает, чтобы мы трудились на благо ближних, на благо Отечества, и востребован всегда тот работник, который получил соответствующее образование. Потом наступает момент, когда человек понимает, что необходимо создавать семью. Господь благословил брак, совершив Свое первое чудо на брачном пире в Кане Галилейской, благословил деторождение, сказав, что жена <…> спасется через чадородие (1 Тим. 2, 14-15), значит есть воля Божия и на продолжение человеческого рода. У каждого из нас есть родители, о которых нужно заботиться в старости, молиться об их спасении. Забота о родителях — это та самая наша обязанность, на которую есть прямое указание Божественной воли. Так в определенных случаях человек, который имеет правильное мировоззрение, действительно может узнать волю Божию. Но вряд ли это возможно для людей, настроенных рационалистически, не имеющих в своем сердце веры, равнодушных к Церкви. Хотя и для простого христианина самым безопасным состоянием является не исследование путей Божественных, а сыновняя покорность воле Отца.
Но как узнать Божию волю в каком-то конкретном случае? Например, понять, как правильно поступить в трудной ситуации? Сразу оговорим, что в такие ситуации мы чаще всего попадаем оттого, что нарушаем законы духовной жизни. Надо сказать, что нас довольно редко призывают принять ответственное решение не раздумывая. Однако мы почему-то всякий раз спешим сделать это побыстрее. А ведь воля Божия открывается в терпении: помолился, основательно все взвесил и только после этого — решил. Состояние неторопливости ограничивает и количество возможных ошибок.

Почему Бог меня не слышит?

Об этом часто спрашивают священника прихожане. Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к простому примеру. Юноша встретил девушку, которую полюбил, и просит духовника помолиться о том, чтобы она стала его женой, сам усердно молится о своей возлюбленной, просит молитвенной помощи у родителей… Ну а есть ли на это воля Божия? Задает ли он себе этот вопрос? Человек часто настаивает на своем и думает, что Господь не слышит его, не дает просимого, не участвует в его жизни… Но ведь бывает и так, что мы просим у Бога чего-то не на благо, а во вред своей душе,
А почему Господь не сразу исполняет наши просьбы? Может быть, потому, что испытывает наше терпение? Говорят, что человек не ценит того, что получает без труда. Это правда, и это наше естественное состояние. Скажем, тот, кто нашел деньги, никогда не будет относиться к ним так, как тот, кто заработал их честным трудом. Так и в нашем случае. О том, чтобы Господь послал хорошую жену, надо помолиться не один годик, да еще и родителей попросить о помощи и совета доброго послушать. Только тогда и найдешь человека, с которым можно прожить всю жизнь. Часто для решения многих проблем нам не хватает именно послушания, будь то послушание духовнику, родителям или начальнику по работе. Современные люди не умеют жить по совету, не могут отказываться от своей воли. Состояние, которое у святых отцов называется своеволием, является первопричиной многих ошибок и скорбей. В основе непослушания часто лежит непослушание Господу и нарушение Его святой воли.
Но не будем опускать руки и унывать, лучше поверим в то, что Господь лишь испытывает наше терпение в молитвах и обязательно просьбу исполнит. Не сразу исполняет, потому что ждет и смотрит на наше усердие, на нашу преданность. Не исполняет только тогда, когда мы просим для себя не полезное.
Бывает и так, что Господь не исполняет просьбу, чтобы человек задумался о том, почему Бог его не слышит. Может быть, и вспомнит что-то такое, о чем забыл сказать на исповеди: долг неоплаченный есть, обида на совести непрощенная или непримирение с кем-то… Да мало ли грехов! От внутреннего состояния часто зависит и внешнее благополучие.

Искание воли Божией есть самое важное дело нашей жизни, так как, попадая на путь ее, человек включается в вечную божественную жизнь.
Преподобный Силуан Афонский

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *