диск 06

назад к беседам

О БОРЬБЕ С БЛУДНОЙ СТРАСТЬЮ

 

Изучение пятой главы Древнего Патерика «Разные повести к управлению против восстающих на нас блудных браней» слушатели воскресной школы для взрослых храма Христа Спасителя начали в преддверии Великого поста и продолжали на всём его протяжении. Великие слова молитвы Ефрема Сирина: «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему» дают точный ориентир на те добродетели, которые помогают в борьбе с блудной страстью. Отцу Андрею оставалось только акцентировать наше внимание на практическом применении советов древних египетских старцев в жизни современного христианина.

Авва Антоний Великий выделяет три главные причины, по которым человека одолевает блудная страсть: естественное движение человеческих чувств или инстинкт продолжения рода, который под воздействием невоздержания и излишеств превращающееся в похоть; чрезмерное употребление еды и пития, разжигающие плоть, и действие на человека падших духов, от которого не свободны даже святые.

Когда совершается блудный грех — сердце превращается в камень, в льдину. От человека на многие годы отходит благодать Божия. При этом человеку, осознавшему глубину своего падения, необходимо понимать: страсть врачуется не столько старанием плоти, сколько Божией милостью, Его врачующей благодатью. Самым главным настроением кающегося должно стать смирение и старание привлечь к себе эту благодать. Для этого необходимо подключать сердце к каждой христианской добродетели: к молитве, к покаянию, к послушанию духовнику, к милостыне, к мытью посуды или полов…

Очень важный совет — любую страсть необходимо открывать духовно мудрому наставнику, это очень действенный способ её врачевания. В древнем монашестве была практика открывания помыслов не только духовнику, но и всему народу на общей исповеди и чем раньше – тем лучше. «Ибо ничто так не огорчает демона блуда, как открытие дел его, — и ничто так не радует его, как утаение помыслов», — свидетельствуют наставления Патерика. Нашему времени, говорит отец Андрей, дано немного другое правило: регулярная исповедь у одного духовника. При этом ни в коем случае нельзя поддаваться соблазну открыть постыдный грех какому-нибудь иному священнику, чтобы не портить о себе мнение духовного наставника.

Любое падение попускается Богом премудрым образом, чтобы уврачевать те постыдные страсти, которые мы не видим, которые таятся в глубинах нашего сердца: утончённое тщеславие, самодовольство, тонкое осуждение ближнего… Авва Дорофей, чьи творения также изучались слушателями под руководством отца Андрея, советует помнить: «Брат согрешил сегодня, а я  — завтра. Только он покается, а я  — нет!»

Даже если грех или помысел о нём не удаётся победить продолжительное время – не надо отчаиваться. Состояние борьбы само по себе очень полезно, в искушениях необходимо молиться о даровании терпения их переносить. Патерик свидетельствует о матери Сарре, которая находилась в борьбе с демоном блуда 13 лет и никогда не просила избавить её от борьбы, но только молила Бога о помощи.

«Спасение невозможно лежа на постели! Необходимо трудиться, бодрствовать, молиться, каяться, искать, толкать – и отверзется тебе!» — призывает нас отец Андрей. Благодать Божия даётся труждающемуся!

 

Беседа 1 — Как побеждать нечистые помыслы (Древний Патерик, Глава V,1-10)Беседа 1

Беседа 2 — О помощи духовника в борьбе с блудной страстью и о необходимости откровения помыслов (Древний Патерик, Глава V,11-24)Беседа 2

Беседа 3- О коварстве демонов и о подвигах христианской любви (Древний Патерик, Глава V,25-31)Беседа 3

Беседа 4 — О свободной воле, внимательной жизни, силе покаяния и пагубном непослушании (Древний Патерик, Глава V,32-40)Беседа 4

Беседа 5 — О немощи человеческой и о мелосердии Божием (Древний Патерик, Глава V,41-45)Беседа 5

2 комментария: диск 06

  1. Екатерина пишет:

    Слова Божии через отца Андрея!

  2. Степан пишет:

    Спаси Господи,очень полезные беседы!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *