ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ


перейти к обсуждению

Здесь вы можете ознакомиться с ответами отца Андрея на вопросы, заданные посетителями нашего сайта и прихожанами Храма Христа Спасителя по теме ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ.

 

 

 

 

к вопросам

Почему в храме Христа Спасителя есть только сорокоусты о упокоении новопреставленных?

Сначала скажу о традиции сорокоустов по новопреставленным. После смерти человека- христианина первые 40 дней для его души очень важны. В этот срок определяется участь души. Не абсолютная, не вечная, но та, которая будет до Страшного Суда. Особый день: третий, когда совершается погребение и отпевание новопреставленного, девятый и сороковой.

Как мы читали в духовных книгах и, в частности, в описании мытарств блаженной Феодоры, с третьего по девятый день душа водима Ангелом по райским обителям. Если человек жил благочестиво и старался свою жизнь сверять с Евангелием, то зрение райских блаженных мест душу радует, обнадёживает, возвеселяет, ибо душа ощущает, что эти места Господь уготовал ей. С девятого по сороковой день душе показывают места мучений. И тяжёлых, и не очень, если можно так сказать, потому что места как блаженства, так и страданий, они разные, и об этом тоже в книгах писано.  Если душа жила, не внимая голосу совести, если она отвергала евангельские заповеди, если человек прожил и не стал христианином, то  этот страх в душе, очень глубокий, очень сильный, и он есть предчувствие страха вечного. И, конечно, самый важный день, – сороковой, когда совершается частный суд. От частного до Страшного душа может, по молитвам Церкви, покинуть места мучений. Как исключение. Такие случаи известны. Поэтому сорокоуст заказываем за каждого усопшего. Особенно важно заказать сорокоуст в тех храмах, в которых богослужение совершается ежедневно, особенно Литургия.

В некоторых храмах, – в частности,  – в храме Покрова Пресв. Богородицы Московской духовной академии,  принимались не просто сорокоуст, а люди приносили 40 записок. И каждый день дежурный алтарник приносил одну записку в алтарь, и каждый день священник совершал поминовение с выниманием частички. Вот это – самая главная молитва. Если просто читается записка алтарниками или дьяконом, эта молитва не столь дерзновенная для Бога, как поминовение на Проскомидии. Поэтому упор сделан на важность молитвы за новопреставленного.

Что касается сорокоуста о здравии, то я не вижу здесь объяснения, – почему именно сорокоуст о здравии. Но, если у человека 40 дней какое-то лечение проходит, это одно, но почему 40 дней, почему не 2 месяца или не полгода? У нас поминаются о здравии на разные сроки, – и ежедневная проскомидийная записка, и месячный срок, и полгода, и год. Я думаю, что эта практика основывается на важности молитвы за усопшего. Ему как никому нужна помощь Церкви, потому что там, за гробом, человек всякий труд прекращает. Он: а) только пожинает плоды; б) уповает на тех добрых людей, которые о нём помнят и которые свою любовь выражают в заупокойной молитве за него.


 

 

к вопросам

Если праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и Лазарева суббота совпадают, можно ли поминать усопших за Литургией и служить панихиду по окончании оной?

Если праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и Лазарева суббота совпадают, можно ли поминать усопших за Литургией и служить панихиду по окончании оной?

Дорогая Е.! Христос Воскресе!

В этом году действительно совпали праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и Лазарева суббота. Что касается поминовения усопших на проскомидии, то оно совершается всегда, когда служится полноценная Литургия (свт. Иоанна Златоуста или Василия Великого). Великим Постом такие Литургии бывают в субботу и воскресение, а также в праздник Благовещения, в Великий Четверг и Великую Субботу. На проскомидии всегда вынимается частица из заупокойной просфоры и на ней совершаем поминовении с выниманием частичек за усопших. Заупокойной ектении на большие праздники обычно не бывает, это практика касается и периода от Лазаревой субботы до Радоницы. На Радоницу служим первую заупокойную Литургию после Пасхи, накануне совершаем парастас, а в самый день – панихиды. На Радоницу принято ходить на кладбище к нашим усопшим, совершать на могилах литии или панихиды, дома поминать усопших на Псалтири и устраивать в их память поминальную трапезу. Только всё должно быть благообразно и по чину (см.1Кор.14,40).

Помогай Вам Господь!

Христос Воскресе!

P.S. В исключительных случаях в Великие Праздники (кроме Светлой Седмицы) совершаются панихиды, связанные с годовщиной смерти или памятной датой усопшего)


 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *