ХРАМ И БОГОСЛУЖЕНИЕ

перейти к обсуждению

Здесь вы можете ознакомиться с ответами отца Андрея на вопросы, заданные посетителями нашего сайта и прихожанами Храма Христа Спасителя по теме ХРАМ И БОГОСЛУЖЕНИЕ.

 

 

 

 

к вопросам

Зависит ли продолжительность и качество молитвы по нашим требам от их цены? Имеем в виду ценовой разброс от пожертвования до 50 руб. за одно имя при разовом поминовении.

Ну, разве можно молитву оценивать в денежно эквиваленте? Господь, посылая апостолов на проповедь, сказал: «Туне приясте, туне дадите» (Мф. 10, 8).

В Церкви вся богослужебная жизнь, все требы и поминовения совершаются только на пожертвования. Сейчас мы оторваны от общинной жизни, а в древности, в первых веках, и сейчас во многих сельских храмах, люди приносят свой кагор, и просят на нём совершить Божественную Литургию, выпекают просфоры и просят священника помянуть усопших или болящих на их просфоре. Кто-то приносит муку для просфор, кто-то жертвует вино на полгода в храм. Вот такая жертва принимается. А так как храм, всё-таки, нуждается в эксплуатации, то, естественно, без пожертвований мы не обойдёмся. А уж шкала этих пожертвований составлена так, что каждый может найти для себя тот вид, который он принесёт в храм, ту сумму, которую он отдаст за свечной ящик, и его духовная потребность будет исполнена. И в любом храме, в том числе в нашем, всегда человек, который не имеет возможность что-то оплатить, может подойти индивидуально к священнику и сказать о своих материальных проблемах. И все его требы будут исполнены. Будь то крестины или поминовения.


 

к вопросам

Кто и как молится за наших родных, упомянутых в записках?

Когда мы подаём в храме Христа Спасителя поминальные церковные записочки о здравии и о упокоении, простые, заказные или на Проскомидию, то кто и как молится за наших родных, упомянутых в них?

Все проскомидийные записки до одной, я свидетельствую, поминаются священником. На каждой службе мы вынимаем частички за каждое имя.

Что касается поминальных записок простых и заказных, – в зависимости от количества. На Пасхе у нас накапливается 2 больших коробки, которые мы поминаем в течение нескольких недель. Поэтому, если записок немного, то, совершив проскомидийные поминовения, священники, дьяконы читают записки заказные. Если не успеваем, тогда просим помогать наших алтарников.


 

к вопросам

Преклонение колен

Православный календарь для начинающих за 2009 год с благословения архиепископа Сергия пишет нам, что 20-м правилом I Вселенский Собор постановил не преклонять колен в Церкви во всю Пятидесятницу и в воскресные дни ради чести праздника.

Действительно, есть традиция, которая определяет, в какие дни богослужебного года совершать земные поклоны. Не совершаются земные поклоны в период Святок, от праздника Пасхи до дня Пятидесятницы, а также в воскресные дни и в Великие праздники: Богородичные и Господские. Но ситуация такова, что абсолютного распространения это правило не получило. Дело в том, что в Церкви помимо всяких прописных законов и канонов есть живая традиция. Есть жизнь людей, которые, я верю, имеют в себе благодать Божию, которые водимы Духом Святым. Поэтому, мы не раз говорили об этом, – не человек для закона, а закон (и правила, и канон) для человека.

Есть, конечно, правила, которые общеобязательны, и нарушать их ни в коей мере нельзя. Но то, что касается традиции, – а поклоны – это, как раз, область нашей традиции, – здесь допускается разумная свобода. Поэтому ориентируйтесь на ту традицию, которая привилась в данном храме. Если вокруг Вас люди поклоны совершают, это можно сделать. Если все стоят и делают просто поясной поклон, сделайте, как все. Это связано с тем, чтобы нам не выделяться. Вы видите, что Евангелие постоянно говорит: «Человек, совершай всё для Бога». Все благочестивые формы нашего поведения, которые видимы людям, часто мешают нам, создают какой-то слой проблем, которые никому не нужны. Что касается келейных молитв, то дома вообще не прописывается: делать поклоны или не делать. Главный принцип – Я и БОГ. Делай то, что облегчает для тебя общение с Богом. То, что сердце отогревает и то, что усиливает внимание в молитве, к этому прибегай. Епископ Феофан Затворник постоянно говорит о пользе поклонов перед началом молитвенного правила. Разогреть тело, войти в молитвенное правило – как же без этого?! Поэтому если мы будем жить по канонам, поверьте, у нас ни одного человека в Церкви не останется. Например, дисциплинарный момент: за грех блуда отлучаем от Причастия на 7 лет, за прелюбодеяние – на 15 лет и т.д. Разве у нас эта подобная практика существует? Тогда у нас храмы пустые будут стоять. Повторю: здесь разумная рассудительность. Чтобы обряд не увлекал нас.

Конечно, нельзя подражать традиции, которая является каким-то нововведением. Иногда весь храм может нарушать традицию. Например, я был как-то на Каноне преп. Андрея Критского, на котором в храме все стоят на коленях весь Канон. Вот, как быть? Хотя этой традиции в Церкви как таковой нет. Земные поклоны делают, но чтобы стоять на коленях полтора часа, – такого я нигде не видел. Но, пришёл в храм, изволь, наверное, подчиниться. В чужой монастырь со своим уставом не ходят. Это же не противоречит главному, обряд всегда второстепенен. Поэтому, чтобы не смущать никого, можно, иногда, что-то и нарушить.

Если пастыри совершают поклоны, то и вы делайте поклоны и не смущайтесь. Тем более, что у нас храм награждён правом служения с открытыми Царскими Вратами. Вы видите, что твориться в Алтаре. Сегодня мы совершали воскресную Литургию и после пресуществления Святых Даров во время пения «Тебе поем» совершили земной поклон у Престола. Поэтому делайте и не смущайтесь!


 

к вопросам

Посещение храма в нечистоте

Возможно ли посещение храма в нечистоте? Все говорят по-разному…

Сначала несколько слов о том, как правильно искать ответы на вопросы нашей жизни. Есть правило: не спрашивайте об одном и том же у двух людей. Особенно оно важно в христианской жизни. Проблема женской нечистоты – не повод для массовой дискуссии в интернете. Ответ на данный вопрос нужно получить у одного священника и успокоиться. Предлагаю свои мысли на этот счет. Действительно, существует понятие «женской нечистоты». Например, в таинстве Крещения в молитве за женщину-роженицу 40-го дня, мы просим у Бога для нее особого очищения. Видимо, до прочтения этой молитвы и окончания соответствующих физиологических процессов, женщине не следует прикасаться к святыням и участвовать в церковных таинствах. Та же практика распространяется на ежемесячные процессы очищения жизненного организма. На мой взгляд в так называемые «нечистые дни» женщинам можно приходить в храм на богослужения, занимая при этом место ближе к притвору. Отстранять себя на целую неделю от участия в литургической жизни неправильно. Это понимают те, кто по долгу и роду занятий служит в церкви – регенты, певчие, дежурные у подсвечников, продавцы книг и церковной утвари. Повторю, приступать к Таинствам Церкви, пить Крещенскую воду, помазываться св. елеем, прикладываться к иконам и кресту – наверно, не следует, а церковная молитва в эти дни не запрещается. Желаю Вам доброго здравия и помощи Божией в деле душеспасения.


 

в начало страницы

1 комментарий: ХРАМ И БОГОСЛУЖЕНИЕ

  1. Princess пишет:

    Stay with this guys, you’re heplnig a lot of people.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *