лествица от земли до неба

 

перейти к обсуждению


Также на сайте:

Беседы(mp3): 1-15 ступени; 16-30 ступени

Беседы(текст): на этой страничке

В четвёртое воскресение Великого Поста Церковь Христова празднует память преподобного Иоанна Лествичника, автора известной во всём христианском мире книги «Лествица».  Преп. Иоанн, игумен горы Синайской, подвизался в монашестве около 60-ти лет; получив от Бога многие благодатные дарованияи к концу своей земной жизни стал мудрым наставником Восточного монашества.

Как известно, в монахи идут не для того, чтобы писать книги, а ради покаяния и борьбы  со страстями. И лишь долг любви побудил преп. Иоанна Лествичника оставить своё безмолвие, молитвенные подвиги, благодатные созерцания и взять перо, чтобы передать братии тот бесценный опыт, который он стяжал в течение десятилетий строгой монашеской жизни.

Мнение Церкви об этом сочинении  необыкновенно высоко. «Лествица» по своему духу и высоте слова приближается к Священному Писанию, эта книга является шедевром святоотеческой мысли и духовного опыта. «Лествица» по праву именуется учебником монашеской жизни. Многие поколения христианских подвижников руководствовались изречениями преп. Иоанна Лествичника в духовной борьбе за спасение своей души. Монашество всегда было и останется «светом для мирян», уделом самых ревностных  последователей Христа Спасителя.

Духовный подвиг, правильный и законный, просвещает Светом Христовым  разум и сердце человека. Вот почему среди иноков так много знатоков Священного Писания и подлинных духовных писателей. Благодать Божия раскрывает монахам-подвижникам тайны духовной жизни. Этими душеспасительными знаниями угодники Божии с истинно христианской любовью делятся со всеми нами, желающими милости Божией и спасения души…

Наши благочестивые предки любили перечитывать «Лествицу», особенно во время Великого Поста. Как и Священное Писание, «Лествица» каждый раз прочитывается и понимается по-новому, как будто духовный мир становится нам ближе. Стремление донести опыт и традиции Православной церкви и раскрыть смысл святоотеческих изречений для современных христиан побудило автора сайта о. Андрея провести в 2007-2008 годах цикл бесед по книге «Лествица» в Воскресной школе для взрослых Храма Христа Спасителя. Беседы адресованы как новоначальным христианам, так и тем, кто пребывает в Церкви многие годы, ибо ступени «Лествицы» охватывают все периоды духовной жизни христианина, постепенно возводя человека по пути добродетели «от земли на небо».

Изложение бесед на первые 3 ступени (степени) «Лествицы» можно найти в разделе «Книги» нашего сайта, а в разделе «Духовные беседы» можно прослушать весь цикл бесед на 30 ступеней этой душеполезной книги.

Слушателям Воскресной школы по окончании курса бесед были предложены тестовые вопросы с вариантами ответов по книге прп. Иоанна Лествичника. Посетители нашего сайта могут самостоятельно ответить на вопросы о духовной жизни по книге «Лествица»:

  1. Вопросы по ступеням 1-10
  2. Вопросы по ступеням 11-20
  3. Вопросы по ступеням 21-30

 

 

 

 

в начало страницы

ВОПРОСЫ ПО СТУПЕНЯМ с 1 по 10

( В каждом вопросе необходимо выбрать один правильный вариант ответа.)

  1. 1. Где подвизался прп. Иоанн Лествичник?

а) на Руси;

б) в Греции;

в) в Египте.

 

  1. 2. В какое время жил прп. Иоанн Лествичник?

а) III-IV вв.;

б) VI-VII вв.;

в) XIV-XV вв.

  1. 3. Сколько лет провел в монашестве прп. Иоанн Лествичник?

а) 20 лет;

б) 40 лет;

в) 60 лет.

  1. 4. Кого прп. Иоанн Лествичник называет «истинными рабами Божиими?

а) святых Ангелов;

б) монахов;

в) всех тех, кто усердно исполняет волю Божию.

  1. 5. Какой человек, по мысли прп. Иоанна Лествичника, есть христианин?

а) тот, кто принял крещение;

б) тот, кто стал иноком;

в) тот, кто, по своим возможностям, подражает Христу, непорочно веруя во   Святую Троицу.

 

  1. 6. В какой период духовной жизни христианам «потребны крайнее понуждение и непрестанные скорби»?

а) в самом начале духовной жизни;

б) в середине духовной жизни;

в) перед кончиной.

 

  1. 7. С каких добродетелей, по мысли прп. Иоанна Лествичника, должны начинать свою духовную жизнь «все младенцы во Христе»?

а) уединение и молчание;

б) незлобие, пост и целомудрие;

в) телесные труды для смирения плоти.

  1. 8. В какой период духовной жизни христиане исполняют добродетели «с трудом, понуждением и горестью»?

а) в начале воцерковления;

б) через 10 лет после воцерковления;

в) в последний год своей жизни.

 

  1. 9. Могут ли «подражать житию монашескому миряне, имеющие жён и разные мирские попечения»?

а) да;

б) нет.

 

  1. 10. Для какого духовного возраста, по мысли прп. Иоанна Лествичника, «Господь облегчил брани и искушения»?

а) для новоначальных;

б) для преуспевших;

в) для совершенных.

  1. 11. Может ли Бог в начале христианского пути «посылать человеку брани и испытания»?

а) да;

б) нет.

 

  1. 12. Труды какого периода жизни человек должен «усердно приносить Христу»?

а) юность;

б) молодость;

в) зрелость;

г) старость.

  1. 13. Какой путь в жизни христианина по мысли прп. Иоанна Лествичника является «царским» или «золотой серединой»?

а) уединение и молчание;

б) безмолвие с одним или двумя иноками;

в) терпеливое пребывание в общежитии.

  1. 14. Какое время жизни, по мысли прп. Иоанна Лествичника, является «временем великой нашей нужды»?

а) нищета и бедность;

б) потеря друзей и одиночество;

в) исход души.

  1. 15. Кого, по мысли прп. Иоанна Лествичника, именуют «мёртвыми, погребающими своих мертвецов» (Лк.9,60)?

а) монахов, отрекшихся от мира;

б) усопших, лежащих во гробах;

в) мирян, умерших в суете мирской.

  1. 16. Какой путь для христианина, по мысли прп. Иоанна Лествичника, является «узким путём», ведущим в Царство Небесное?

а) непрестанная проповедь о спасении для каждого человека;

б) утеснение чрева, терпение бесчестий, отсечение своей воли;

в) обличение пороков явных грешников.

  1. 17. Согласно мысли прп. Иоанна Лествичника, «кто из мирян творил чудеса, воскрешал мёртвых, изгонял бесов»?

а) многие;

б) очень немногие;

в) никто.

  1. 18. Все ли христиане подлежат ответу о спасении других?

а) все;

б) не все;

в) никто.

  1. 19. Как христиане должны относиться к тем местам, которые могут подать им случай к падению?

а) осенив себя крестным знамением, с молитвой на устах, эти места можно часто без страха посещать;

б) можно иногда бывать в этих местах, проверяя свою духовную твёрдость;

в) необходимо избегать этих мест как бича.

  1. 20. Полезно ли общение с лицами противоположного пола тому, кто ведёт сугубую борьбу с нечистыми помыслами?

а) всегда полезно;

б) иногда такое общение необходимо для познания себя;

в) таких встреч нужно всячески бояться и избегать.

  1. 21. По мысли прп. Иоанна Лествичника «кого лучше оскорбить родителей или Бога»?

а) родителей;

б) Господа.

  1. 22. «Угашает ли любовь Божия любовь к родителям»?

а) нет;

б) совсем немного;

в) да.

  1. 23. Необходимо ли скрывать «свое благородство и знатность тому, кто встал на путь спасения»?

а) необходимо скрывать;

б) необходимо говорить о своём благородстве всем людям для пользы Церкви;

в) необходимо всегда помнить о своей знатности и дорожить ею.

  1. 24. Можно ли «в одно мгновение потерять то, что было приобретено многим подвигом»?

а) история и опыт Церкви таких случаев не знают;

б) можно всё потерять;

в) Господь милостив и не попустит христианину растерять накопленные духовные блага.

  1. 25. Знают ли бесы будущее?

а) ничего не знают по предведению;

б) знают очень много;

в) знают только то, о чём спрашивают у них люди.

  1. 26. Можно ли верить снам и если да, то каким снам?

а) можно, так как через сны открывается воля Божия;

б) никаким снам верить нельзя;

в) верить можно только тем снам, которые возвещают нам муку и суд.

  1. 27. Какой путь по мысли прп. Иоанна Лествичника ведёт христианина «к заблуждению» и уклонению от истинного пути (имеется в виду поведение человека)?

а) самочиние;

б) жизнь в миру;

в) пребывание в затворе.

  1. 28. Нужно ли христианину «рассматривать, испытывать… искушать» нашего будущего духовного отца перед тем, как отдать ему себя в послушание?

а) нужно, со всяким вниманием и рассуждением;

б) не нужно.

  1. 29. По мысли прп. Иоанна Лествичника нужно ли христианину «рассматривать и испытывать доброго нашего наставника» после того, как он вступил на путь послушания духовнику?

а) нужно;

б) не нужно.

 

  1. 30. Что означают действия духовника, когда он применяет к нам «болезненные» способы воспитания, такие как «досады, бесчестия, уничижения и поругания»?

а) духовник поступает не тактично, потому что каждый христианин заслуживает уважения и признательность;

б) действия духовника подают нам случай к приобретению венцов;

в) духовник злоупотребляет своими пастырскими обязанностями.

  1. 31. По мнению богоносных отцов, сколько времени по вступлении в обитель монах подвергается различным напастям и искушениям?

а) первые 3 года;

б) в течение всей жизни;

в) в течение 30 лет монашеской жизни.

  1. 32. Кому свойственно «не падать в грехи»?

а) Ангелам;

б) людям;

в) бесам.

  1. 33. Кому свойственно «падать и восставать от падения во грех»?

а) Ангелам;

б) людям;

в) бесам.

  1. 34. Кому свойственно «падши во грех, никогда не восставать от падения»?

а) Ангелам;

б) людям;

в) бесам.

  1. 35. Кому адресовано наставление прп. Иоанна Лествичника: «пей на всякий час поругание как воду жизни»?

а) это наставление в наше время неисполнимо;

б) это удел монахов;

в) это настоящее общеобязательно для всех христиан.

  1. 36. Какое духовное делание по мысли прп. Иоанна Лествичника является важным для преуспеяния в духовной жизни?

а) внутренний страх, связанный с приближением времени Антихриста;

б) записывание посылов и открытие их духовнику на исповеди;

в) уклонение от принятия ИНН, новых паспортов, медицинских полисов.

 

  1. 37. Какой христианин, по мысли прп. Иоанна Лествичника, отвергается своего спасения?

а) отвергает от себя праведное или неправедное обличение;

б) вступает в брак;

в) желает пострадать за Христа.

  1. 38. Какие помышления, подобно узде, удерживают человека от совершения греха?

а) «я достиг духовной высоты и больше согрешить не могу»;

б) «хорошее воспитание и образование дают мне силы не совершать греха»;

в) «страх о предстоящей исповеди, воспоминание облика духовного отца, особенно его лица, не дают мне позволения на грех».

  1. 39. Какому образу «призывается быть подобным христианин во время исповеди»?

а) невинному страдальцу;

б) осуждённому преступнику;

в) светлому Ангелу.

  1. 40. Что без труда приводит христианина к состоянию «блаженного покоя в душе»?

а) начнёшь много читать духовной литературы;

б) будешь всем проповедовать о Христе;

в) от всей души предашь себя терпению бесчестия.

 

  1. 41. Какого поведения  по мысли прп. Иоанна Лествичника должен придерживаться христианин в присутствии духовного отца?

а) высказывать наставнику своё уважение и почтение;

б) рассказывать о своих духовных переживаниях;

в) обучать себя крайнему молчанию и неведению.

  1. 42. Какого поведения должен придерживать христианин, находящийся в общежитии с другими людьми?

а) высказывать окружающим свою праведность и ревность ко спасению;

б) скрывать свою праведность;

в) исправлять нерадивых и ленивых людей.

  1. 43. Что более всего по мысли прп. Иоанна Лествичника делает душу человека бесплодной?

а) отсутствие духовного образования;

б) нетерпеливость;

в) пребывание в миру.

  1. 44. Какими достоинствами, по мысли прп. Иоанна Лествичника, должен обладать духовный наставник?

а) даром пророчества и прозрения будущего;

б) смиренномудрием и нравом, приличным нашим недугам;

в) известностью и славой преуспевшего в духовной жизни.

  1. 45. В каких случаях христианину потребно молчание?

а) когда обвиняют другого человека;

б) когда обвиняют меня.

  1. 46. Должен ли христианин, оплакивающий свои грехи, ожидать от Бога извещения о прощении грехов при своей  кончине?

а) да;

б) нет.

  1. 47. Какое состояние является для человек «признаком разрешения от грехов»?

а) когда все люди говорят о нас только хорошее;

б) когда человек всегда почитает себя должником перед Богом;

в) когда мы осознаём себя чистыми, добрыми, праведными.

  1. 48. Какое помышление в жизни христианина «нужнее всяких других деланий»?

а) «человек – это любимое творение Божие»;

б) «я – смертен»;

в) «Господь человеколюбив и многомилостив».

  1. 49. Почему Бог не открыл человеку день его смерти?

а) чтобы не опечалить человека мыслями о его кончине;

б) от незнания часа смертного устраивается Богом наше спасение;

в) чтобы человек полюбил земную жизнь и её временные радости.

  1. 50. В каких случаях человеку требуется вспоминать о человеколюбии и  милосердии Божием?

а) когда побеждаешься грехом;

б) в состоянии отчаяния;

в) когда видишь умирающего человека.

  1. 51. По мысли прп. Иоанна Лествичника: «Память смертная – это…»?

а) дар Божий;

б) естественное настроение человека;

в) недуг, с которым надо бороться.

 

  1. 52. Что требуется христианину, чтобы его «добродетели пришли в совер-шенство»?

а) особые человеческие способности;

б) время и терпение;

в) крепкое здоровье и хорошее образование.

  1. 53. За что люди будут осуждены Богом при исходе своей души?

а) за то, что не творили чудес и не богословствовали;

б) за то, что не видели своего Ангела Хранителя;

в) за то, что непрестанно не плакали о своих грехах.

  1. 54. Если человек раздражителен, то о чём это говорит?

а) о его нездоровой наследственности;

б) это – знак великого превозношения;

в) о его тяжёлых жизненных обстоятельствах.

  1. 55. Что более всего «препятствует пришествию Святаго Духа в душу человека»?

а) гневливость;

б) жизнь в браке и забота о хлебе насущном;

в) соблазны мира и скорби земной жизни.

  1. 56. Какой способ лучше применить, если хочешь «вынуть сучок из глаза ближнего»?

а) суровые слова и грубое обращение, чтобы пробудить совесть грешника;

б) кроткое вразумление и долготерпеливое обличение;

в) молчание и невмешательство в жизнь погибающего брата.

  1. 57. Чему уподобляет прп. Иоанн Лествичник святые добродетели?

а) «лодке, плывущей вниз по течению реки»;

б) «лествице, возводящей душу на небо»;

в) «брачному пиру со множеством яств».

  1. 58. Чему уподобляет прп. Иоанн Лествичник человеческие  страсти?

а) «замёрзшему озеру»;

б) «оковам  и цепям»;

в) «безжизненной пустыни».

  1. 59. Кого в «Лествице» называют «другом неблагодарным и льстивым»?

а) нашу плоть;

б) неверующего человека;

в) временную жизнь.

60. Можно ли осудить согрешающего брата, если брат согрешает на наших глазах? а) да; б) нет.

 

 

 

 

в начало страницы

ВОПРОСЫ ПО СТУПЕНЯМ с 11 по 20

( В каждом вопросе необходимо выбрать один правильный вариант ответа.)

1.  В каких случаях человек осуждает себя на страдание?

а) если он осуждает ближних;

б) если угнетает плоть воздержанием и трудом;

в) если желает терпеть болезнь, избегая врачебной помощи.

2.  Что в человеке по мысли прп. Иоанна Лествичника является «признаком неразумия» и ведёт к «истреблению сердечного умиления»?

а) необразованность и невежество в богословских вопросах;

б) многоглаголание (многословие);

в) немногословие и замкнутость в себе.

 

3Какой человек по мысли прп. Иоанна Лествичника имеет «силу и власть  над языком своим»?

а) обладающий крепким здоровьем;

б) познавший свои прегрешения;

в) одарённый красноречием.

4.  Что является причиной многоглаголания?

а) желание преподать ближнему душеполезный совет;

б) невоздержанная жизнь и привычка;

в) частое чтение Святого Писания и святоотеческих наставлений.

5.  Какими действиями можно по мысли прп. Иоанна Лествичника «пресечь многословие»?

а) избегать общения и встреч с людьми;

б) помнить о смертном часе;

в) изнурять себя голодом и недосыпанием.

6.  Кто из людей по мысли прп. Иоанна Лествичника «может удерживать уста невоздержные»?

а) любой человек, стоит только захотеть;

б) никто из людей;

в) очень немногие.

7.  Как благоразумные люди относятся ко лжи?

а) ложь во многих случаях необходима (врач лжёт безнадёжному больному о   выздоровлении, уберегая его от отчаянья);

б) ложь стала моей привычкой, поэтому я не обращаю на неё внимания;

в) ложь – это большой грех, с которым нужно бороться.

 

8.  Как нужно поступить, если в наше присутствии рассказывают смешной  анекдот?

а) выслушать рассказчика ив знак уважения посмеяться, чтобы не обидеть

окружающих людей;

б) рассказать свой анекдот, а затем, расположив к себе окружающих,     сказать им душеполезное слово о спасении души;

в) отойти от говорящего в начале рассказа, даже если возникнут недоумения со стороны окружающих.

 

9.  «Исчадием» какой страсти, по мысли прп. Иоанна Лествичника, является уныние?

а) чревоугодие;

б) многословие;

в) сребролюбие.

10. Какой человек не знает уныния?

а) тот, «кто с песней по жизни шагает»;

б) молодой, красивый, здоровый;

в) тот, кто умеет слушаться.

11. В какое время дня, по мысли прп. Иоанна Лествичника, христианских подвижников посещает уныние?

а) рано утром;

б) в полдень;

в) вечером;

г) ночью.

12.  Какая страсть, по мысли прп. Иоанна Лествичника, «из восьми представителей злобы» самая тягчайшая?

а) гнев;

б) сребролюбие;

в) уныние;

г) блуд.

13.  Какое достижение человека, по мысли прп. Иоанна Лествичника, достойно  называться чудом?

а) знание на память Нового Завета;

б) укрощение чрева;

в) усмирение дикого зверя.

14.  Полезно ли христианину во время Великого Поста считать дни, оставшиеся  до Пасхи?

а) да, таким подсчётом надо заниматься ежедневно;

б) нет, это занятие — удел лентяев и чревоугодников;

в) да, если счёт уходящих дней Поста придаёт человеку особые силы.

15.  Как правильно поступить христианину при «блудном разжении плоти»?

а) воспринимать данное обстоятельство спокойно, как естественное для

организма;

б) смирять тело строгим воздержанием;

в) принять холодный душ, выпить стакан холодной воды, прогуляться

на свежем воздухе.

16.  Существует ли различие в подвиге воздержания между людьми, «совершившими смертные грехи» и «неповинными» в этих грехах?

а) нет, воздержание для всех одинаковое;

б) да, совершившие тяжкие грехи пребывают в воздержании до смерти;

в) нет, милость Божия всё покрывает, и грешники могут давать себе

различные послабления.

17.  Кто из подвизающихся в борьбе со страстями подобен человеку «угашающему пожар маслом»?

а) тот, кто хочет свою плоть покорить духу;

б) тот, кто желает юные годы посвятить благочестивой жизни;

в) тот, кто хочет победить блуд, досыта вкушая пищу.

18.  При помощи каких духовных упражнений христианин может избавиться от многословия и «заградить себе уста»?

а) если будет считать других людей недостойными для общения с собой;

б) если будет упражняться в воздержании и посте;

в) если будет читать много духовной литературы, вести дневник

православного христианина, заучивать на память изречения мудрых людей.

19.  Если человек постоянно ест и пьёт и не может насытиться, в чём заключается причина подобного состояния?

а) богатырская комплекция человека, при которой необходимо много

питаться;

б) жизненные скорби, которые человек утоляет вкусной пищей, после чего на душе становится легче;

в) причиной невоздержания являются падшие духи, которые не дают человеку насытиться.

20.  Может ли наш бестелесный (невещественный) ум оскверняться от бренного  тела?

а) не может;

б) может, если человек некрещёный и неверующий;

в) осквернение ума от тела возможно для всякого человека.

 

 

21.  Какое обстоятельство, по мысли прп. Иоанна Лествичника, лежит во главе всех страстей человека?

а) потеря девства;

б) объядение;

в) наличие богатства и земной власти.

22.  Что является основанием для страсти чревоугодия?

а) бесчувствие души и долговременный навык;

б) гостеприимство и желание принимать странников;

в) изобилие в доме различных кушаний и деликатесов.

23.  Кто по мысли прп. Иоанна Лествичника «стяжал целомудрие»?

а) тот, кто сохранил девство;

б) тот, кто вступил в законный брак;

в) тот, кто стяжал все добродетели.

24.  Если человек подвизается и очищает себя от страстей, как правильно он должен мыслить о своей чистоте?

а) «я достиг чистоты своими трудами и подвигами»;

б) «я достиг чистоты без особых трудов, благодаря моим родителям, которые воспитали меня в нравственности;

в) «чистота достигается только с Божией помощью, достичь чистоты своими силами человеку невозможно».

25.  Какой самый эффективный способ борьбы с блудной страстью?

а) телесные труды и изнурение плоти;

б) воздержание и бдение;

в) достижение смиренномудрия и безгневия.

26.  Можно ли верить своему бренному телу и надеяться на него?

а) можно верить только в период невинной юности;

б) доверять своему телу можно лишь в преклонных годах;

в) никогда нельзя верить и надеяться на своё бренное тело.

27.  Можно ли впасть в грех блуда, соблюдая строгое воздержание?

а) нельзя;

б) история Церкви знает таких случаев очень мало;

в) падение может случиться с каждым.

28.  Можно ли низложить беса блуда возражениями и доказательствами?

а) нет;

б) да, этот способ борьбы полезен и плодотворен;

в) такой вид борьбы могут использовать только люди с крепкой волей и

железной логикой.

 

29.  Можно ли бороться со своей плотью и победить её своими силами?

а) да, многие люди побеждали себя своей решимостью и твёрдостью;

б) успех в борьбе определяется воспитанием, образованием и общей

культурой человека;

в) бесполезно бороться своими силами с плотью, желая победить её.

30.  Какой совет даёт прп. Иоанн Лествичник человеку, совершившему блудный  грех?

а) достаточно сожалеть о содеянном грехе, уповая на милость Божию;

б) попытаться разобраться в причинах и деталях блудного падения;

в) подвизаться во многом труде, посте и строгом воздержании.

31.  Кто внушает нам мысли, что Бог по своему человеколюбию подает скорое прощение блудной страсти, как свойственной человеческому естеству?

а) мой собственный разум;

б) Ангел Хранитель;

в) падший дух.

32.  Кто представляет нам Бога «праведным и неумолимым Судией» после  совершенного греха?

а) наше воображение;

б) бес-искуситель;

в) Ангел Хранитель.

33.  Что доставляет бесам наивысшую радость и веселье?

а) телесная смерть человека;

б) совершение блудного греха;

в) очередное гонение на Церковь.

34.  Какую добродетель надо соединить с воздержанием, чтобы одолеть блудную  страсть?

а) смирение;

б) немногословие;

в) уединение.

35.  Против какой страсти необходимо вести борьбу в первую очередь?

а) против той, которой заражены мои родственники и друзья;

б) против той, которая господствует надо мной;

в) нужно бороться сразу сл всеми страстями.

36.  Что Святые отцы говорят о человеке, который совершил блуд?

а) «он согрешил, т.к. соблазн других и общее растление явились   причиной  греха»;

б) «этот человек – пал ;

в) «он согрешил, но в наше время нужно нестрого смотреть на совершение  блудного греха».

37.  Какие качества души встречаются у людей, склонных к сладострастию?

а) немногословие и отчуждённость;

б) сострадательность и ласка;

в) любовь к молитве и чтению Священного Писания.

38.  На какой срок церковные каноны отлучают человека, совершившего блуд, от Причастия и церковного общения?

а) 3 года;

б) 7 лет;

в) 15 лет.

39.  На какой срок церковные каноны отлучают человека, совершившего  прелюбодеяние, от Причастия и церковного общения?

а) 3 года;

б) 7 лет;

в) 15 лет.

40.  Можно ли молиться о своих возлюбленных, с которыми был совершен  блудный грех?

а) конечно;

б) только за тех, кто крещёный;

в) нет, о них молиться запрещено.

41.  Какое чувство из всех органов чувств человека самое опасное для падения в грех?

а) зрение;

б) слух;

в) вкус;

г) осязание;

д) обоняние.

42.  Каким одним чувством из всех чувств человека можно осквернить не  только душу, но и тело?

а) зрение;

б) слух;

в) вкус;

г) осязание;

д) обоняние.

 

43.  Может ли наш ум в одиночку, без помощи тела, бороться с бесами?

а) может;

б) нет.

44.  Можно ли христианину в течение дня представлять в уме картины, которые приснились во сне?

а) можно, это полезно для внутреннего самоанализа;

б) можно, т.к. вспоминание снов приносит человеку особую радость;

в) нет, этого делать нельзя.

45.  Всегда ли бес блуда нападает на человека при общении с противоположным полом?

а) всегда, через блудное разжение плоти;

б) не всегда, общение с противоположным полом может пройти без

последствий для плоти;

в) всегда, но не явно, блудный бес может смущать человека позже, когда

пройдёт время.

46.  Может ли один и тот же предмет послужить одному человеку для погибели,  а другому для приобретения венца?

а) нет, такого быть не может;

б) да, это возможно.

47.  На каких христиан бесы блуда нападают с особой лютостью?

а) на безмолвников и пустынников;

б) на монахов общежития;

в) на благочестивых мирян.

48.  Полезно ли мужчине-христианину беседовать с женщиной (не родственницей) о духовной жизни и спасении души?

а) да, такие беседы необходимы;

б) подобных разговоров лучше избегать;

в) в беседах с женщиной я не чувствую разжения плоти, поэтому

разговоры о духовности, чистоте и святости приносят нам обоюдную

пользу.

 

49.  Как покаявшемуся христианину относиться к человеку, с которым он  совершил блудный грех?

а) забыть о нём, даже в своих молитвах «он для меня умер»;

б) общаться с ним, чтобы привести его к Церкви и спасению;

в) просит молиться о нём в монастырях и храмах, и самому поминать

на всех службах и келейных молитвах.

 

 

50.  Кому Господь наш Иисус Христос вверил ключи Царства Небесного,

прославив его чистоту (состояние человека)?

а) девственнику;

б) безбрачному;

в) женатому.

51.  Сохраняется ли целомудрие в браке?

а) нет;

б) сохраняется в любом браке;

в) сохраняется только в христианском браке (Таинство Венчания).

52.  Что является причиной благодатного состояния после сна, когда мы просыпаемся с чистым сердцем и мирным состоянием души?

а) моё личное благочестие и духовный подвиг, которые освобождают

меня от греха и искушений;

б) такая чистота даётся Ангелом Хранителем за многие молитвы и    трезвение души;

в) чистота души и тела стали моим неотъемлемым состоянием.

53.  Что по мысли прп. Иоанна Лествичника достойно именоваться «великим  чудом»?

а) когда дух, облечённый во враждебное вещество, побеждает врагов

невещественных;

б) когда невещественный борется с невещественным;

в) когда падший ангел побеждает христианского подвижника.

54.  Как правильно воспринимать стыд, которым удерживается бесстыдство  женского пола?

а) состояние отсталости и забитости;

б) стыд вложен в женскую природу Богом;

в) стыд – это комплекс неполноценности, который нужно искоренять.

55.  В каком случае по мысли прп. Иоанна Лествичника «не спаслась бы никакая плоть»?

а) если бы женщины сами прибегали к мужчинам;

б) если бы не было монашества;

в) если бы супружеские отношения разрешались только для деторождения.

56.  Какое приражение помысла в плотской брани «утончённее всех других»?

а) прилог;

б) сочетание;

в) набег мысли;

г) пленение.

57. Какой из бесов именуется в «Лествице» «единомышленником нашей бренной  плоти»?

а) гневливый;

б) завистливый;

в) блудный;

г) тщеславный.

 

58.  Какой вид молитвы необходимо использовать новоначальному христианину  в состоянии искушения?

а) молитву сердечную;

б) молитву телесную.

59.  Можно ли при сильном искушении вознести молитву против греховных  помыслов в отхожем месте?

а) да, такое решение разумное;

б) в нечистом месте молиться грех;

в) бороться нужно в том месте, где нас застало искушение и никуда не

нужно переходить.

  1. 60. Какая сила человеческого естества именуется в Лествице «владыкой и царём»?

а) тело;

б) совесть;

в) ум;

г) воля.

  1. 61. Какая страсть в Священном писании именуется «идолослужением»?

а) чревоугодие;

б) сребролюбие;

в) блуд;

г) зависть.

  1. 62. Какие душевные недуги преследуют сребролюбца?

а) гнев и печаль;

б) чревоугодие;

в) осуждение ближних и самооправдание.

  1. 63. Какая страсть в Священном писании именуется «корнем всех зол»?

а) уныние;

б) тщеславие;

в) сребролюбие;

г) зависть.

 

 

 

  1. 64. Что такое «нечувствие души и тела» по мысли прп. Иоанна Лествичника?

а) свойство характера;

б) отсутствие жалости и сострадания к ближним;

в) омертвение чувства от долгого навыка и нерадения.

  1. 65. В чём заключается причина «многоспания» (состояние, когда человек много спит)?

а) много спать зависит от привычки;

б) на время сна влияет возраст, род занятий и крепость здоровья;

в) многоспание – это вид бесовского искушения.

  1. 66. Какое обстоятельство помогает христианину пребывать в молитве

подобно «столпу неподвижному» (внимательно, сосредоточенно, благоговейно)?

а) стыд – быть хуже других богомольцев;

б) память того, что в молитве мы предстоим Богу;

в) обильное чтение книг о подвигах святых столпников и молитвенников.

  1. 67. Можно ли во время молитвы заниматься рукоделием?

а) можно;

б) нельзя.

  1. 68. Какой человек бывает бодр и неутомим в беседах?

а) тот, кто хорошо знает Священное Писание;

б) неискусный христианин;

в) тот, кто заботится о больных и принимает странников.

  1. 69. Могут ли бесы осквернять христиан нечистыми мечтаниями после

усердной и внимательной молитвы?

а) могут;

б) не могут.

  1. 70. Может ли душа человека во время сна упражняться в поучении Слова Божия?

а) не может;

б) такое поучение есть плод бесовского обольщения;

в) да, это возможно, если человек днём усердно изучал Священное Писание.

 

 

 

 

в начало страницы

ВОПРОСЫ ПО  СТУПЕНЯМ с 21 по 30

( Варианты ответов не предлагаются. Ответ надо искать в книге прп.

Иоанна Лествичника.)

1. Что чувствует человек, когда к нему приступает невидимо злой дух?

2. Что чувствует человек, когда к нему приближается Ангел?

3. «Не пустыня, не мрачность места укрепляет против нас бесов…».Что более всего укрепляет против нас падших духов?

4. При виде чего веселится дух тщеславия?

5. Какая страсть подобна троерожнику – как его не брось, один его рог торчит вверх?

6. Какая страсть делает идолопоклонником человека, даже и называющего себя верующим?

7. «Людям великим свойственно переносить обиды мужественно и с радостью…» А на что способны святые и преподобные?

8. Как правильно, по-христиански, поступить, когда близкий или друг в отсутствии или присутствии твоем укорил тебя?

9. При каком условии христианин будет презирать всякую земную славу?

10. Чем нельзя превозноситься, если хотим получить от Бога вышеестествен-ные дарования (чистоту, безгневие, смиренномудрие, молитву, пост и умиление)?

11. «Некоторые для получения крайнего бесстрастия и богатства дарований…напрасно изнуряют свое тело. Не труды есть причина этих благ…» А что?

12. Какая страсть более всего губит простоту сердца и делает из человека «духовного артиста»?

13. Какая страсть предшествует любому грехопадению?

14. «Есть только одно состояние, которому страсти тщеславия и гордыни не имеют силы противиться…» О чем идет речь?

15. Что более всего укрепляет против нас бесов и злые помыслы?

16. Если человека беспокоят хульные помыслы, кто главный виновник этого состояния?

17. Какой страсти подвержен человек, если он любит себя «выказывать»? (часто говорит о своих достоинствах, считая себя лучше других)

18. В «Лествице»  говорится о 12 «бесчестных страстях»…Какая одна страсть      может заполнить место прочих одиннадцати?

19. «Солнцу предшествует утренний свет…» Какая добродетель предшеству-ет смиренномудрию?

20. Какое состояние человека названо в «Лествице» «бесовским житием»?

21. В каких качествах нашей души мы должны быть похожи на нашего  Спасителя? Что более всего Христос хочет видеть в нас?

22. Какая добродетель даёт человеку силы «и в чести, и в бесчестии пребы- вать одинаковым» (спокойным и мирным)?

23. О какой добродетели в «Лествице» сказано, что «она есть безъименная благодать души, имя которой только тем известно, кто познал её собственным опытом»?

24. Может ли стяжать смиренномудрие  иноверный или еретик?

25. Кто лучше самого человека видит его немощи и грехи?

26. В чём состоит добродетель рассуждения? Как определить, стяжал человек   рассуждение или нет?

27. Что для нас должно быть «целью и правилом» в различных ситуациях и  обстоятельствах жизни?

28. «Свет монахов суть Ангелы…» А какой свет для всех людей?

29. Где «нет порядка или разума, но всякое бесчиние и неустройство»?

30. Приобретая какую добродетель христианин побеждает все страсти и  умервщляет все духовные недуги?

31. Можно ли брать образцы для добродетелей от противных им действий?

32. Падшие духи в разных случаях могут друг другу сопротивляться..А какое дело их объединяет?

33. Что должно стать законом и правилом (согласно «Лествице») во всех на-ших начинаниях, образе жизни…в делании видимом или духовном»?

34. «Многие получили спасение без прорицаний и осияний, без знамений и  чудес»…Но без чего никто не войдёт в небесный чертог?

35. Что более всего разоряет любовь и порождает ненависть?

36. Кто такой бес предводитель?

37. Что очень важно ежедневно посвящать Господу?

38. «Гордость некоторых из Ангелов превратила в бесов…» А что может из

бесов сделать Ангелов?

39.  Какой цели достигает человек, если он «свой ум обнажит от собственной

воли и представит его (ум) Господу в горячей молитве»?

40. По какому признаку (согласно «Лествице») можно почувствовать

присутствие в сердце добродетели смирения?

41.  О чём могут говорить скорби и затруднения, если они следуют за добрыми   начинаниями и благими желаниями?

42.  А если встречается в задуманном деле неожиданное благопоспешение, о     чём это говорит?

43.  Какой одной добродетели не могут подражать падшие духи?

44. Что возбуждает святое мужество к ревности, а через всесвятое смирение

приводит нас к глубокому познанию своей немощи?

45.  Что может быть опаснее и страшнее моего личного грехопадения?

46.  «Покаяние восставляет падшего; плач ударяет во врата небесные…» А какая добродетель отверзает эти врата?

47.  Что в «Лествице» названо «духовной прачечной»?

48.  Блудных могут исправить люди, лукавых Ангелы…А кто может исправить гордого?

49.  Что в «Лествице» именуется «хранилищем сокровищ, которое для хищников  неприступно»?

50.  Какие помыслы можно уподобить яйцам, согреваемым под крыльями птиц, из которых со временем вылупляются птенцы?

51.  На какой духовный подвиг (особый вид подвижнической жизни) строго  воспрещено восходить тем, кто подвержен раздражительности, лицемерию и  памятозлобию?

52.  В «Лествице сказано»: «Жена, не сохранившая чистоты ложа, осквернила тело; а душа, не сохранившая завета послушания осквернила дух…» Какое самое печальное и жалостное последствие такого состояния (нарушение обетов верности Богу)?

53.  Что нужно беречь, выходя из уединения?

54.  Кто более всех избегает многолюдства и общества людей?

55.  Что заповедано прп. Иоаном Лествичником «соединить со своим дыханием»?

56.  Какое главное требование к чтению духовных книг?

57.  Научаться разуму и делу спасения нужно больше от трудов или от чтения  книг?

58.  Из каких трёх факторов (состояний, настроений) должна состоять  полноценная молитва?

59.  В каких случаях заповедано остановиться в молитве? Как можно  почувствовать, что Ангел Хранитель молится вместе со мной?

60.  Если подвижник взойдёт на самую вершину добродетельной жизни… О чём ему даже  в этом состоянии нужно усердно молиться?

61.  Какое главное требование к молитве прп. Иоанна Лествичника?

62. Что необходимо соединить с качеством молитвы новоначальным христианам?

63.  Если человек долго молится, но не видит плодов молитвы, то может ли он говорить, что ничего не приобрёл?

64.  Если нас просят о ком-либо помолиться, но у нас нет ещё дара молитвы… Как правильно поступить?

65.  Какое приобретение бывает твёрдым и прочным?

66.  В каком случае человек, предстоящий на молитве, бывает мерзок Богу?

67.   Кто является главным Учителем молитвы?

68.  Какого состояния достигла душа, если она приобрела такой же навык в добродетелях, какой страстные имеют в страстях?

69.  Можно ли достичь бесстрастия, если христианин вознерадит только об одной лишь какой-либо добродетели?

70.  Что является началом богословия?

 

в начало страницы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *