ПОСТЫ И ТРАПЕЗЫ

перейти к обсуждению

Здесь вы можете ознакомиться с ответами отца Андрея на вопросы, заданные посетителями нашего сайта и прихожанами Храма Христа Спасителя по теме ПОСТЫ И ТРАПЕЗЫ

 

 

  • Отказ от мясной пищи
  •  

     

    к вопросам

    Отказ от мясной пищи

    — Многие люди, обратившись к вере и Церкви, слишком ревностно начали свой христианский путь. Некоторые из них возлагают на себя разные подвиги, часто не согласованные с духовным отцом. Самым распространённым из них является отказ от мясной пищи. Правильно ли они поступают? Помогите разобраться в этом вопросе.

    — Все мы живём в миру, поэтому нам необходимо знать, как действует употребление сытой, калорийной пищи на нашу жизнь.
    Святитель Игнатий Брянчанинов говорил, что мясная пища крайне утучняет плоть, доставляет ей особенную дебелость, горячит кровь. В монашеской жизни мяса не вкушают. Такова духовная традиция. Мы никого не принуждаем отказываться от мясной пищи, а просто излагаем христианское учение, опыт Церкви, наставление Святых Отцов по этому вопросу. Святые Отцы никогда не осуждали мирян, которые вкушали мясо, но монахам советовали его не употреблять.
    Мясная пища – принадлежность людей, которые живут в миру и всегда заняты усиленными телесными трудами. Постоянное употребление мяса для человека всё-таки вредно, поэтому пост нужно рассматривать как благодатное время для оздоровления нашего тела. В пост мы переходим на пищу растительную, поэтому не будем увлекаться никакими диетами, вегетарианскими системами, а будем держаться традиций Православной Церкви!
    Период мясоядения всегда чередуется со временем воздержания от скоромной пищи. Здесь самый мудрый опыт, и его нужно придерживаться. В наше время люди много работают, тратят силы на дорогу (для нас сейчас актуально говорить об автомобильных пробках, о загрязнении атмосферы, о стрессах). Всем нужны силы. Поэтому когда нет поста, нужно питаться полноценно для поддержания работоспособности. А вот в пост требуется подвиг воздержания.
    Важно правильно рассудить о своей жизни. Церковь не состоит только из одних пенсионеров, домохозяек или инвалидов. Многие в каком-то помрачении думают, что монахи – это какие-то бездельники, которые только молятся и спят. Достаточно приехать в любую обитель и убедиться, что она представляет собой цветущий оазис, где виден огромный труд насельников монастыря. Иноки трудятся в разных мастерских, занимаются обработкой земли, иногда содержат бездомных детей, помогают старикам. Каждый монастырь – это огромное хозяйство, где трудятся сотни паломников и рабочих. Монахи – это самые ревностные труженики. Они встают до восхода солнца и после молитвы в Церкви отправляются на послушания. Работы иногда очень тяжелые, связанные со строительством и реставрацией храмов, обработкой земли, обслуживанием гостей и паломников монастыря.
    Апостол Павел говорит: «Всё мне позволительно, но не всё полезно» (1 Кор. 6, 12). Уклонение от вкушения мясной пищи происходит не от того, что мы ею гнушаемся или считаем её нечистою, но потому что она производит в нашей христианской жизни состояние дебелости, то есть неспособности человека к духовным подвигам.
    Не нужно бояться поста, важно включиться в него, отказавшись от употребления скоромной пищи. Тогда мы почувствуем, что пост производит в нас очень большую духовную пользу.
    Растительная пища во время поста является самой лучшей для употребления. Многие подвижники монашества постились постоянно. Вспомним жизнь преподобного Серафима Саровского, который постоянно питался травою сныть и лишь иногда вкушал какие-то овощи. Он вёл особую жизнь, где был виден постоянный пост, который дал преподобному Серафиму Саровскому возможность достичь духовной высоты, сделав его вместилищем благодати Божией.
    Заканчивая нашу беседу о посте, мы должны сделать очень важный вывод: пост установлен Церковью как необходимое духовное упражнение. Церковные каноны довольно строго говорят о тех, которые уклоняются от подвига Великого Поста. Для того, чтобы осознать необходимость постных трудов, нужно прислушиваться к Церкви, как к голосу любящей матери. Всё, что Церковь нам благословляет делать, является неким синтезом того тысячелетнего опыта, из которого рождались христианские подвижники и святые.
    Пост есть способ грешному, падшему человеку вновь соединиться с Отцом Небесным, вновь, ещё живя на земле, достичь райского блаженного состояния, если не в полноте, то во многих проявлениях. Каждому нужно руководствоваться собственной совестью. Во время поста каждому нужно постараться встретиться со своим духовным наставником и поговорить о правильном проведении Великого Поста.
    Ещё раз скажем: «Пост для человека, а не человек для поста». Пищею, данною для поддержания тела, не дóлжно разрушать его. Приведём изречение святителя Василия Великого: «Если удержишь чрево, то взойдешь в рай, если же не удержишь, то будешь жертвою смерти». Вот для чего мы постимся: чтобы достичь блаженного райского состояния, чтобы принести Богу жертву умилостивления, чтобы в конце поста каждый мог преподнести Богу некий духовный плод, который, главным образом, будет состоять в изменении собственного ума и сердца. К концу поста мы должны придти в иное внутреннее настроение, с новыми мыслями и иными желаниями. Говоря о достижении рая, мы имеем в виду приобретение особого благодатного молитвенного состояния. А под именем смерти Святые Отцы всегда говорили о состоянии страстном. «Благодатное состояние человека, во время пребывания его на земле, служит залогом вечного блаженства его в небесном Едеме; ниспадение во власть греха и в состояние душевной мёртвости служит залогом ниспадения в адскую пропасть для вечного мучения». Вот такими замечательными словами Святителя Игнатия Брянчанинова мы и окончим нашу беседу о Великом Посте. Спаси всех Христос!


     

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *