СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

перейти к обсуждению

Здесь вы можете ознакомиться с ответами отца Андрея на вопросы, заданные посетителями нашего сайта и прихожанами Храма Христа Спасителя по теме СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ.

 

 

  • Обязанности крёстного отца
  • О многодетности и бытовых (жилищных) трудностях
  •  

     

     

    к вопросам

    Обязанности крёстного отца

    Здравствуйте! У меня возникла такая ситуация: мне 24 года, я пономарь. Этим летом после Воскресной Литургии остался в храме, просто посидеть в тишине, минут через 15 пришла пара (им было где-то по 45 лет) с ребёнком для крещения, они были приезжие, отдыхали в нашем селе и наш батюшка уговорил их крестить ребёнка сейчас же (ему было 5 мес.). Но у них не было знакомых в нашем селе, чтобы взять в крёстные для их малыша и батюшка посоветовал им, чтобы они взяли меня в крёстного отца, он поручился за меня. Вот так я стал крёстным отцом совсем незнакомому ребёнку. Уже прошло несколько месяцев, эта семья пригласила меня в гости, но я и до этого созванивался с ними несколько раз.
    Меня мучает совесть, переживаю по поводу своих обязанностей перед своим крёстным сыном. Сейчас я за него молюсь утром и вечером, стараюсь по возможности подавать за него бескровную жертву на Литургии. Но я не знаю, как мне в будущем давать ему духовное воспитание, насколько близко я должен стать к этой незнакомой семье. Как мне достойно выполнить свои обязанности перед ним? Посоветуйте, как быть в такой ситуации?!

    Дорогой Максим!
    Ты служишь в Храме алтарником, несёшь послушание в Церкви и, наверное, хочешь свою дальнейшую жизнь посвятить служению Богу. Однажды к вам в Храм пришли люди, которые хотели покрестить своего ребёнка, и у них не оказалось крёстного отца. Настоятель Храма предложил тебя в крёстные и ты оказал послушание. Это очень важное качество в духовной жизни. Скажу сразу, что подобные ситуации были и в моей пастырской практике. Я около 10 раз был крёстным отцом у незнакомых детей, которых мне приходилось крестить. Причина была такая же, как и в твоей ситуации. Родители этих детей не имели в Москве знакомых, православных, и первое, что приходит на ум – попросить батюшку стать крёстным отцом их младенца. Обязанности крёстного налагают на человека ответственность перед Богом. Ответственность — это норма и основа христианства. Каждый христианин, который вступает на путь духовной жизни, ощущает, что ответственность нужна везде, не только перед Богом, но и перед людьми и перед самим собой. Отрадно, что ты небезразличен к судьбе своего крёстного сына. Ты уже встречался с родителями, был в той семье, пишешь о том, что стараешься за него молиться. Это очень важно. Связь бывает не только видимая, зримая, но и духовная. Об этом апостол Иоанн Богослов говорит, что можно быть разлучёнными внешне, но иметь друг друга в собственных сердцах. Такая связь между тобой и твоим крестником безусловно существует. Младенчик в твоём сердце, ты о нём помнишь. Поминаещь его на проскомидии, в молебнах, своём келейном правиле. Ты переживаешь о том, как его правильно воспитать. Духовное воспитание – это процесс, который всецело принадлежит Богу. Поэтому со своей стороны надо прилагать труд, но полностью смириться перед Промыслом Божиим. Возрастание человека в вере, и становления его как христианина совершается только с помощью Бога – мы сеем, поливаем, удобряем, но взращивает один Господь. Поэтому не оставляй своих молитв, общайся с этой семьёй. Когда младенчик подрастёт, постарайся с ним подружиться, начни с ним общение, переписку, чтобы эта связь сохранилась в течение всей жизни. Поверь, что он будет благодарен тебе за те труды, которые ты несёшь. Ты пишешь о муках совести. Поверь, что нужно успокоиться и вручить и себя, и жизнь крестника в руки Божии. Муки совести иногда бывают из-за лишнего самонадеяния, когда мы хотим сами всё устроить и решить собственными силами. Старайся общаться с его родителями, говори о том, что ему необходимо еженедельное причастие, убеждай родителей совершать каждый день молитвенное правило, читать дома Священное Писание. Самое главное – ограждать ребёнка от пагубного духа времени. Когда он будет подрастать, нужно будет говорить ему об опасном влиянии современной музыки, компьютера, телевидения, всевозможной книжной продукции, т.е. старайся быть в той семье стражем нравственности, вовремя предупреждай о возможных искушениях и духовных опасностях. Ты служишь в алтаре, и Господь просвещает тебя Своим благодатным Светом. Этот Свет старайся нести в семью своего крестника, на его родителей и на самого младенца. Но ещё раз повторю, постарайся смириться перед Богом, осознай свою немощь, слабость, незнание будущего, отсутствие мудрости. Но при этом не опускай рук, не теряй духа и за такое смирение Господь обязательно будет всегда с тобой, будет помогать и тебе, и твоему крёстному сыну возрастать в православной вере и деле спасения. Храни тебя Господь!

     


     

     

    к вопросам

    О многодетности и бытовых (жилищных) трудностях

    — Отец Андрей, Вы благословляете на семью не менее трех детей. Это хорошо, но мы живем на съемной квартире, нам с одним ребенком тесно.

    — Вопрос опять связан с тем, как соединить неустроенный быт и свои христианские семейные обязанности. Сначала о том, что касается проживания в однокомнатной квартире с одним ребенком. Во-первых, современные однокомнатные квартиры бывают разные, иногда довольно большие. Мне известны случаи, когда с четырьмя детьми живут в однокомнатной квартире. Другие знакомые живут с шестью детьми в двухкомнатной квартире. Опять возвращаемся к проявлению живой веры в нашей жизни. Почему-то для многих христианство представляется внешне спокойным и комфортным состоянием, когда человек не болеет, живет в большой квартире, у него нормальные отношения с родителями и родственниками, от дома до храма недалеко, в храме его все понимают и уважают, а дальше он включается в христианские обязанности: посещает богослужения, изучает Евангелие, читает книги, причащается, молится и т.д. И вот это называет духовной жизнью. Если на какой-то позиции что-то не получается – сразу вопрос: «А как же мне в таких условиях вести эту самую духовную жизнь?» Рассмотрим эту проблему через жизнь многодетной семьи. Дерзаю утверждать, что самые лучшие условия для духовной жизни созданы именно в многодетной семье. Об этом я говорю постоянно. Молодых супругов сейчас надо настраивать на рождение четверых детей, причем, в ближайшее время после свадьбы. Я свидетельствую из личного опыта, что детей надо растить кучкой, не бояться этого. Семья, в которой больше четверых детей – это для нас еще рановато, здоровье слабое и вера никудышная. Однозначно, детям лучше, когда их много, тогда они не будут искать себе на улице друзей или подруг, исключается ненужное общение, не будет проблем в проведении досуга, выходных и отпусков, а, наоборот, будет общность интересов и воспитание необходимых качеств. Я уже не говорю о демографической проблеме. Если вы откроете любое серьезное исследование на эту тему, то там будет сказано, что в нашей стране ситуация такая, что через 50 — 60 лет России может не быть. Мы просто вымрем как мамонты. Статистика говорит, что для того, чтобы в нашей стране население не сократилось и остановилось на цифре 140 миллионов, в нормальных семьях, которые пока еще у нас есть – без разводов и скандалов, где более или менее нормальная атмосфера в доме, должно родиться 8 детей. У нас из трех браков два распадаются, раньше или позже. Около 20% молодежи живет без всякой регистрации – в свободном полете. Это наше национальное бедствие, и здесь много книг читать не надо. Ситуация очень сложная и, возможно, критическая. За двенадцать лет моего служения в Храме Христа Спасителя здесь только у трёх семей родилось четверо детей. А я работаю с молодежью, и на тему семьи и рождения детей говорю постоянно. Даже у верующих людей, вступивших в брак, рождается один ребеночек, через три годика – второй, и длинная-длинная пауза. Что будет дальше с нашим народном – многим понятно. Я никогда не акцентирую внимание на демографической проблеме – это не наша сфера. Но почему православная семья все-таки должна быть многодетной? Потому что только в многодетной семье легче всего можно воспитать настоящего христианина. Когда один ребенок в доме, тогда все вокруг него, исполняется любой каприз, до десяти лет ему утирают нос и кормят с ложки. В больших семьях ребенок уже в два года ест ложкой сам, старшим детям прививается забота о младших, даётся возможность с детства научиться труду, заботе о других, самообслуживанию в бытовой сфере. В большой семье родители говорят детям, что каждому они помочь в жизни не смогут, поэтому цепляться за жизнь им нужно самим. В многодетной семье никто из взрослых не сидит с домашними заданиями так, как это принято в семье с одним ребенком. Дети понимают, что если они не выучатся, то окажутся за бортом, внизу социальной лестницы. Действительно, из больших семей выходят во взрослую жизнь конкурентоспособные люди, которые не боятся трудностей, потому что прошли хорошую школу. Они приучены скромно одеваться, питаться, довольствоваться малым – всё это христианские качества. В большой семье нельзя жить без молитвы, потому что в ней главная опора — на Бога, чтобы выжить. Я не представляю, как можно правильно воспитать одного ребенка, даже если родители считают себя христианами. В нашей жизни очень много соблазнов, которые столкнут человека в негу, каприз и постоянную леность. А в большой семье — нет. Обычная ситуация: приезжаем домой после храма, обеда дома нет — все съели; а значит, нужно приготовить обед (сварить картошку, сделать салат, пожарить мясо или рыбу), и многое из этого делается детьми, а иначе все будем ходить голодными. На каждом шагу есть задания, которые даются самой жизнью и научают нас правильной ориентации. Недавно мы праздновали память святителя Василия Великого. Он был из семьи, где воспитывалось десять детей, пятеро из которых – святые. Естественно, его мать тоже святая. Память св. Эмили празднуется в один день с Василием Великим. Однажды я исповедовал человека, у которого было десять детей. Простой, скромный мужчина из сельской местности, я даже не знал, кто его дети. Это было в субботу вечером, а в воскресенье его среднего сына рукополагали во епископа. Другие его восемь сыновей – священники, а дочка – матушка, жена священника. Вот они плоды многодетной семьи! Старец Паисий Святогорец тоже был из семьи с десятью детьми, и каким стал великим подвижником! Поэтому рождение и воспитание детей – это духовный подвиг и христианское делание.
    Почему не рождаются дети? Потому что трудно, не хочется много трудиться и, самое главное, себя жалко. А что сказано про это в Евангелии от Иоанна? «Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12, 24). Христианство и саможаление – вещи несовместимые. Естественно, иногда дети не рождаются, когда на это есть причины: у одного одиночество, у другого — здоровье, у третьего — бесплодие. Речь не об этом случае. Сколько приходится в прямом смысле биться с людьми. Вот пришла замужняя женщина — в норковой шубке, ездит на иномарке, муж полностью обеспечивает. А дома один ребеночек, при этом, она жалуется: «Батюшка, жить негде, тесно, денег не хватает, давно на море не отдыхали». Отвечаю: «Шубку свою продай, и второго ребеночка целый год можно кормить молочной кашкой по утрам, и все будет нормально». Поэтому не надо лукавить, Бог видит наши проблемы, и законы, которые Он всем нам дал, нарушать не надо. Проблема здесь религиозная. Приведу пример из личного опыта. Мы поженились, когда я был студентом Духовной Академии, а моя матушка аспиранткой МГУ. Жили мы в съемной квартире в Сергиевом Посаде на деньги, которые мои родители давали нам, сдавая в Москве гараж. С покупкой своего жилья у нас не было никаких вариантов. У нее – два брата, сестра; у меня – родители-пенсионеры. Жить отдельно негде. В конце моей учёбы у нас было уже двое детей, потом мы переехали в Москву. Сначала снимали жильё, много переезжали, ютились. Но Господь всё устроил. Никогда нельзя опускать руки и падать духом. Когда человек в ущерб правде Божией начинает что-то мудрить, Господь говорит: «Раз ты такой умный, то и живи сам, Я тебе помогать не буду». А когда человек по-настоящему отдает себя в руки Божии и готов трудиться и идти на подвиг веры, то Бог в долгу не останется. Очень важно, чтобы супруги были как альпинисты — в одной связке, как упряжка лошадей бежали в одном темпе и направлении, трудились, подставляя друг другу руку. Это очень важное требование для нормального семейного благополучия. Если такой настрой есть у обоих, то очень многое можно сделать. Важно, чтобы произошел перелом в сознании. В блокадном Ленинграде детей рождалось больше, чем в нашей сытой, заспанной, заевшейся Москве. Уж где как не у нас должны рождаться дети? Сейчас есть всё, чтобы их поднимать и воспитывать. Уже пеленки стирать не надо, посуду мыть не надо, есть всё: детские игрушки, лекарства, питание. А чего нет? Нет решимости, желания трудиться. А есть боязнь непонятно чего. Дети – это не бандиты, от которых нужно предохраняться, это не проклятие Божие, а Его благословение. Вот здесь должен произойти самый главный перелом. Почему в Евангелии так много сказано о детях? Потому что таковых есть Царство Божие. Важно, чтобы человек, имея детей, смотрел на них, учился у них и воспитывал их и себя. Замечательно, что все мы нашли дорогу к Храму. Но кого мы оставим после себя? Велика опасность, что наши храмы будут пустыми, когда мы с вами умрем. А сколько в однодетных семьях проблем с родственниками? Многие жалуются, что мамочка или тёща влезает в отношения. А сколько у тебя детей? Один. Правильно, а было бы трое или четверо, все бы проблемы закончились. Я сам эту школу проходил. В геометрической прогрессии происходило сокращение приездов родителей. К одному внуку приезжали почти каждый день, к двум — через день, когда стало шестеро деток – когда позовём. Когда много детей, никто уже не будет учить, много разговаривать, воспитывать. «Ты приехала, ну, давай переодевайся, надо погулять с детьми, кто-то из них обязательно болеет — надо посидеть, сказку почитать, белье развесить, обед сварить, одним словом, сейчас не до разговоров, нужно трудиться». И вся проблема решилась сразу. А то, что касается сложных бытовых условий – ничего не поделаешь, в такое время мы сейчас живем, и нужно много всего терпеть. Честно сказать, я знаю достаточно многодетных семей, где доход совсем небольшой, но жилищные вопросы все-таки решаются. Причем не как-то, а вполне нормально. Так что бояться не надо. Просто нужно решиться на подвиг многодетной семьи. Помоги Вам Господь!

     


     

    в начало страницы

    2 комментария: СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

    1. Елена пишет:

      Так складывается, что большинство крестных не оцерковленные и даже не понимает сути своих обязанностей перед крестником, если что то для них делают, то это касается ворпросов мирской, а не духовной жизни. Я думаю, что нужно поставить необходимые условия, чтобы перед совершением крещения крестные исповедывались и причащались, а также проходили беседы с батюшкой. Тогда возможно появится ответственность за духовное состояние крестников.

    2. Ольга пишет:

      Молодец , батюшка! Правильно говоришь!
      И Крестному, и родителям- правильно.
      Ольга

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *