ОТНОШЕНИЯ С РОДСТВЕННИКАМИ

перейти к обсуждению

Здесь вы можете ознакомиться с ответами отца Андрея на вопросы, заданные посетителями нашего сайта и прихожанами Храма Христа Спасителя по теме ОТНОШЕНИЯ С РОДСТВЕННИКАМИ.

 

 

 

 

к вопросам

Как правильно проповедовать своим близким истинные духовные знания и ценности, не обижая их?

Невозможно оставаться равнодушным, видя, что поведение членов твоей семьи далеко от христианского. Как правильно проповедовать им истинные духовные знания и ценности, не обижая своих близких?

Форма проповеди бывает разной. Есть научение через слово, которым облечены, главным образом, пастыри Церкви. А для большинства людей остаётся проповедь собственной жизнью – это тот свет, который мы должны являть своим поведением. И опыт показывает, что это самая плодотворная проповедь, когда наши домашние — родственники, жёны, мужья, дети, братья, сёстры — видят, что наша жизнь меняется. Мы, действительно, искоренили из себя те пороки, в которых живёт большинство людей. Это и осуждение, и раздражительность, и гневливость, и пьянство, и обжорство, и лень, и уныние. Вот то, отчего так тяжело в жизни, но это первый шаг. А второй шаг связан с тем, что на место искорененных страстей мы насаждаем новые качества, которые нас делают христианами: кротость, смирение, послушание, помощь, заботу, гостеприимство, добрые слова, любовь… Когда эта перемена произойдёт в нашей жизни, тогда никаких слов уже не потребуется. Наши домашние поймут, что это изменение произошло с нами в Церкви. Мы стали посещать храм Божий и что-то там приобрели. Вот это «что-то» часто не могут определить на словах — это есть благодать Божия, которая человека меняет. Конечно, нельзя быть равнодушными к нуждам ближних, но понимать, что самый плодотворный путь — это проповедь жизнью. Остаётся, конечно, и слово, которым нужно пользоваться умело, особенно тем, кто обязан говорить. Это и священники, и родители по отношению к детям, и учителя в школе, и начальники на работе, и, наверное, все люди, которые друг с другом взаимодействуют. Но слово должно быть осолено благодатью, как говорит Апостол (см. Кол. 4, 6). Наше слово должно быть уместно и нести в себе дух Христов, который будет согревать душу другого человека.

А если мы будем представлять из себя трость, ветром колеблемую — сегодня мы спокойны, мирны, тихи, а завтра — раздражительны, гневливы, то, естественно, для ближних это будет соблазном. Наше христианство будет проявляться тогда, когда мы всё больше и больше будем отдаваться добрым началам жизни. Но когда мы будем по немощи скатываться назад, то в разговорах с нашими родственниками мы должны говорить: «Вот видишь, я такой же слабый человек, как и все. Я старался и хотел быть другим, но у меня ничего не получилось. Но Господь это знает, поэтому Он дал людям покаяние. Я в ближайшее время пойду в храм, принесу покаяние перед священником, Крестом и Евангелием и буду верить, что Бог мне простит мой грех и подаст мне снова Свою благодать для новых трудов. Я буду стараться». Важно попросить прощение у своих домашних. Наверное, вот такой путь будет правильным для христианина.

 


 

к вопросам

Всегда ли давать родственникам деньги, когда они просят?

Я живу, слава Богу, в достатке, очень часто обращаются родственники за материальной помощью. Иногда возникает чувство, что мною просто пользуются, общаются со мной только, когда им нужны деньги. Должна ли я всегда оказывать материальную помощь?

Дорогая Н.! Христос Воскресе!

Святые отцы говорят, что главная христианская добродетель – рассудительность. Чтобы стяжать её, нужно очищать своё сердце от греха. Когда мы стоим перед выбором – как поступить, важно обращаться к источникам, через которые открывается воля Божия. Назовём их:

— молитва (правильная, основанная на глубоком покаянии и смирении, совершаемая со вниманием и страхом Божиим)

— Евангелие (оно требует постоянного изучении, чтобы «наш ум плавал и жил Словом Божиим»)

— изречения св. отцов и подвижников благочестия

— советы, полученные от духовника, а также родителей и просто мудрых людей

— Ваш личный духовный и жизненный опыт.

Постарайтесь в момент принятия решения обратиться к какому-то из этих источников. Очень важно напрягать своё сердце и уметь слушать его. Это же правило относится и к нашей совести. Очень важно всегда поступать по любви. А любовь, как известно, не делает ближнему зла и не потакает его страстям. Часто, не давая денег, мы действительно приносим ближнему пользу. Каждый священник постоянно сталкивается с этой проблемой. Многие не совсем честные люди считают священников распорядителями благотворительных фондов или просто бизнесменами. На Ваш вопрос однозначного ответа нет. Значит, Бог хочет, чтобы Вы постоянно слушали свою совесть. Помните слова апостола Павла, что блаженнее давать, чем получать, но и не забывайте о духовном рассуждении. Храни Вас Господь.

 

 

 

 

 


 

к вопросам

Об отношениях православного человека с родственниками

Что делать, когда непростые отношения со своими родственниками, которые могут задавать даже провокационные вопросы, касающиеся нашей христианской жизни, и высказывают часто свое даже критическое мнение о Церкви, о православии, о священнослужителях?

Сам человек ещё недостаточно опытен в этих вопросах, в христианской жизни.
В таких ситуациях, когда собственные силы слабы и не хватает собственного рассуждения и внутреннего духа, нужно в прямом смысле опираться на Бога. Господь видит, что человек из нерелигиозной, неверующей среды обратился в православие. Естественно, это произошло только по благодати Божией – Господь коснулся сердца. Родственники как были неверами, так и остались. Почему так произошло мы не знаем. Бог увидел в этом человеке то, что может принести духовный плод, поэтому призвал его к вере. Как дальше строить свою жизнь?

В древней Церкви подобные ситуации были. Об этом пишет апостол Павел в первом послании к Коринфянам, в седьмой главе. Там он даёт совет супругам, отдельно женщине, отдельно мужчине, у которых супруги – язычники: жена христианка – муж язычник, муж христианин – жена язычница. Что делать?

Сказано, что если обращение ко Христу одного из супругов произошло в браке, а другой христианство не принял, то из-за этого разводиться не надо. Сказано: «Неверующий муж освящается женой верующей; и наоборот, неверующая жена освящается верующим мужем» (см. 1 Кор. 7: 14). Иногда Господь промыслительно допускает такие ситуации, чтобы мы в своём доме, среди родственников и самых близких людей почувствовали что такое апостольское служение. Если первые миссионеры шли и просвещали народы, страны, огромные территории, то нам дана очень маленькая, но чрезвычайно важная сфера влияния – наша семья. Человек приходит домой из храма Божия. В нём мы приобщаемся благодати Божией через Таинство Святого Причащения и Покаяния, через проповедь священника, возвышенное богослужение. Мы не безоружны, не беспомощны, а, по слову Апостола, «Ты во всеоружии Божием!»

Другое дело, что человеку легче находиться в Церкви. Сюда он приходит как в свой родной дом, прекрасное училище добра и любви, открывает для проповеди и молитвы своё сердце и разум, впитывает благодатные слова Евангелия. А вот дома Господь возлагает на нас другую задачу. Ты оказываешься в чужой по духу среде, хотя рядом с тобой самые близкие люди, твои кровные родственники. Перед нами задача: найти такой способ взаимоотношения с ними, чтобы показать им красоту Православия. Наверное, у нас у всех не хватает столь необходимой для этого дела чуткости, жертвенности, приветливости, терпения, любви.

Всякий человек хочет любви. Это сила, против которой нельзя устоять. Это огонь, который растапливает холодное сердце, скептический разум, чёрствую совесть. Видя проявление любви к себе, нужно задумываться о её источнике. Почему моя жена, ходя в Церковь, стала ко мне лучше относиться? Она перестала со мной спорить, старается меня слушаться, как-то заботливо ко мне относится. В чём причина этого изменения?

Если человек будет в этом направлении рассуждать, он поймёт, что сила, которая сделала её лучше, находится в Церкви. Там она что-то такое получает, что её делает другой. Он этому свидетель. Вот что требуется. Мы должны задеть те струны в душе человека, которые пробуждают в нашей жизни всё самое лучшее и доброе. Нашим близким нужен пример, пример и ещё раз пример. Посещая храм, нужно показать принципиально иную жизнь – в духе христовой любви и смирения.

К сожалению, вместо этого у нас возникают конфликты во всевозможных дискуссиях. С нами затевают разговоры-провокации. Узнают какой-то случай, увидят в интернете фотографию, или сплетню в газете. Естественно, это всё постоянно обговаривается: «Вот, ваши попы…! Вот, ваш Патриарх…! У верующих людей одно лицемерие! Церковь – это театр! Ничего там подлинного нет!»

Кто провоцирует такие разговоры? Конечно, бесы! Поэтому в таких случаях нужно молиться и набраться терпения и, самое главное, – не осуждать! Отвечать что-то – бесполезно! – Человек не готов слушать! А вот являть христианство своей жизнью, спокойной и немногословной, намного важнее! Поэтому ответ на вопрос – почему я живу с людьми, которые меня совсем не понимают, почему они равнодушны к моим христианским убеждениям – мы не знаем. Но, если человек смирится с этим духовным одиночеством, то благодать Божия, которая придёт со временем в его сердце, даст ответ на эту проблему. Это испытание требуется для укрепления веры, это – религиозный экзамен. Замечено, что уколы от самых близких людей – самые тяжелые. Мы готовы потерпеть сотрудников, соседей, случайных людей в транспорте, потому что мы с ними всё равно расстанемся и многих из них больше не увидим. После работы мы пойдём вечером домой, отдохнём, до утра своего обидчика даже видеть не будем. Потом наступят выходные, летом будет отпуск и т.д. В крайнем случае, можно перевестись на другую работу. А что делать, когда с чужим по духу человеком и ешь, и пьёшь, и спишь, и проводишь выходные, и отпуск? И, вот, он такой для тебя чужой! Значит, Господь вас специально сблизил, чтобы ты его увлёк своим христианским примером. Очень важно, чтобы не слова влияли на изменение жизни наших родственников, а новые качества ума и сердца. А здесь мы, к сожалению, мало работаем!

Авва Дорофей в своих поучениях говорил, что мир в отношениях с людьми – это 7/8-х. А победа в споре – 1/8-я! Вот, ты хочешь человека переубедить, переспорить и переспорить, пусть ты достигаешь цели, но 7/8-х теряешь! А когда ты владеешь собой и сохраняешь мирное устроение, ты – побеждаешь, даже уступая во внешнем! Поэтому обязательно нужно молиться Богу и просить Его о даре рассуждения! На этот вопрос «Как поступать?» – прямого ответа нет. За смиренную молитву Бог укажет, что делать: молчать или говорить, идти домой или побыть в храме лишний час.

Нужно уметь слушать Бога в своём сердце, а для этого сердце должно быть добрым и чистым! Не всегда церковное правило, а тем более, инструкция есть руководство к действию! У нас очень многие люди не хотят думать: «Батюшка, как благословите: так или так?» А ты для чего человек столько лет ходит в храм? Очень важно показать духовный плод, то, чему мы научились, изучая Евангелие, причащаясь Святых Христовых Таин, слушая проповеди церковные, читая книги! Напрягай своё сердце, слушай его! Внимай своей совести – в этом труде найдёшь ответы на многие вопросы. От назойливых родственников лучше держаться подальше, а самим супругам нужно быть больше одним. Наши мамы с папы – это советские люди, со своими штампами, с этим безбожным воспитанием, которые не сориентированы на то, к чему стремимся мы. В наше время вообще невозможно жить в два поколения. В нашей священнической семье мы стараемся детей с раннего возраста учить христианству. При этом очевидно, что, когда они будут взрослыми, нам нужно будет жить отдельно. А что говорить о семьях, где вопросы христианского воспитания вообще никогда не обсуждались: естественно, коса на камень находит! Поэтому, ещё раз повторим, что сложные отношения с родными – особое испытание нашей веры и упование на Бога. В древности Церковь благословляла жить вместе с супругом-язычником, чтобы его обратить к вере через свою жизнь. Христианину вместе с любовью нужно являть твёрдость своих убеждений, особенно когда заставляют смотреть телевизор, идти в ресторан на праздник, веселиться, смеяться, танцевать. Когда человек твёрд, его будут за это больше любить и уважать! Потому что все понимают, что он этим живёт, для него это серьезно и важно, и он не отступит от этих правил. Но когда речь идёт о жертвенности, помощи и заботе в отношении ближних, то здесь нужно в ущерб инструкции и обряда всё-таки уступить. И делать то, что велят совесть и сердце. В целом всегда нужно помнить, что любовь к Богу – на первом месте! Его люби, к Нему стремись, о Нём думай, Его умоляй! Если ты научишься любить Бога, то в Боге ты будешь правильно любить и ближних. И Бог обязательно укажет, как тебе правильно поступить в той или иной ситуации!

 

 

 

 

 


 

к вопросам

Муж подолгу сидит в интернете. Что мне делать?

Как мне быть, если муж постоянно сидит в социальных сетях по много часов в день?

 

Православному священнику сейчас приходится многократно касаться темы зависимости от интернета и компьютера. Для нас эта проблема обернулась какой-то страшной эпидемией. Но если раньше люди гибли от чумы или холеры, то компьютерные игры и социальные сети  воздействуют на наше сознание, мировоззрение и сердце. Страшно, что специальная технология проникает глубоко в наше подсознание, то есть в ту сферу, которая не контролируется рассудком и интеллектом. Либеральная политика привела к тому, что в течение 20-ти последних лет, сознательно воспитывалось особое поколение эгоистов, людей потерявших стыд и совесть, забывших о своей родине, патриотизме, равнодушных к семье и детям, исключительно нацеленных на деньги . Происходила страшная подмена ценностных ориентиров. Деньги – это то, ради чего сегодня многие люди могут забыть родных отца и мать, отречься от веры, похулить святое. Сегодня – не только подростки, но и взрослые, в прямом смысле подсели на всевозможные социальные сети. Через эти каналы возможно общение с людьми, с которыми ты когда-то общался, дружил, вместе жил, учился в школе.  Но общаться можно и с теми, с кем вместе грешил или совершал преступления. Компьютер уводит человека в виртуальный мир – мир, который реально не существует. Очевидно, что технологии влияния на сознание будут с каждым годом совершенствоваться. Сейчас не просто смотрят на монитор, но одевают специальные шлемы, очки, датчики для того, чтобы пребывание в виртуальном мире все больше и больше увлекало. Многие уходят туда на 5-10 часов. Люди отказываются воспринимать мир в реальном фоне и виде. Многим уже не нужны природа, живопись, музыка, свежий воздух, цветы, птицы, семья, дети, друзья. Человеку приятнее быть в мире, который реально не существует. Я очень сожалею и скорблю вместе с вами за вашего мужа. То, чем он занимается, в православной аскетике называется пристрастием. Это то, к чему пристрастилось его сердце. Оно вместо истинного источника любви Бога и ближнего нашло суррогат в виде компьютера. Человек как будто пьет чистую, прозрачную воду жизни, если он стремится к Богу. Этим его духовная жажда утоляется. В ином случае человек разворачивается к грязному, мутному, зараженному источнику и, принимая от него отравленную воду, он оскверняет все свое естество – сердце, ум и совесть. Многие люди превратили себя в помойки, какие-то сточные ямы, куда сбрасывается вся грязь и отходы. Человек, который зависит от компьютера открыл свое сердце для дьявола.  Бесы больше всего хотят  завладеть именно нашим сознанием и сердцем, чтобы в жизни человека не осталось места для Бога и ближнего, чтобы вытравить из нас чувства сострадания, помощи,  жертвенности. Кроме того, многочасовое пребывание у компьютера похищает у человека самое ценное — время земной жизни. Сколько можно было сделать  добра, помочь  самым близким и домашним, а вместо этого совершенно бесплодное сидение за экраном. Это увлечение, в виде пристрастия дается через соприкосновение с бесовской силой. Первое что нужно сделать —  это осознать, что помочь себе человек может только сам. Для вас, Ольга, остается конечно молитва, терпение и смирение перед этими обстоятельствами вашей жизни. Но окончательное изменение ситуации возможно только в том случае, если ваш муж осознает это грехом. Поняв, он должен принести в этом глубокое покаяние. Может быть испросить себе особое молитвенное правило, получить епитимью. Как любой зависимый от наркотиков, алкоголя, никотина, игровых автоматов, социальных сетей человек должен понимать, что собственными силами он эту проблему не решит. Ему нужно обращение ко всемогущему Богу. Только Господь может сделать так, что его сердце охладеет к любимому занятию. Прекратив пребывание в социальных сетях нужно практически лишить себя свободного времени – много времени уделить чтению Евангелия, взять себе особое молитвенное правило, посещать храм, молиться дома о помощи Божией и даре смирения. Только к смиренному человеку приходит благодать  Божия. Нужно просить своих родственников, в первую очередь самых близких, чтобы они за него усердно молились. Важно самому осознать страшную зависимость от пребывания в интернете. Нужно постараться исключить и стереть все адреса, контактные связи, постараться выйти из регистрированных сетей и даже перестать оплачивать интернет. Придётся отключить компьютер на продолжительное время, чтобы вернуться к нормальной жизни. Следует осознать это состояние как духовно опасное, которое может погубить человеческую душу. Я говорю эти слова, вам, Ольга, но хорошо бы обратиться и к вашему мужу. С его стороны должно быть осознание вины и перед вами, и перед  семьей, и перед собственной совестью. Компьютер в наше время необходим, но воспринимать его нужно как средство, которое тренирует нашу волю. Компьютерное пространство это не какой-то лужок, покрытый цветами,  по которому можно прогуливаться в любую сторону  — это минное поле, где шаг вправо или влево грозит взрывом и смертью. Поэтому включая интернет нужно перекреститься и помолиться Богу, чтобы мы брали только самое необходимое, обращались бы к интернету как к библиотеке или справочнику, а получив информацию, сразу же выходили бы из этого информационного пространства. Для вас, Ольга наступило особое время испытания вашей веры, и вы не должны опускать рук и падать духом. Старайтесь больше бывать в храме, молитесь за своего супруга,  и при этом его не осуждайте. Постарайтесь  проявить к нему особое сострадание и жалость. Обязательно о нем заботьтесь, как жена, хозяйка и женщина. Вашему мужу трудно, плохо и больно, ему нужен близкий человек. Если вы от него отвернетесь, он окончательно погибнет. Христианство всегда взывало к нашему сердцу: «Мы сильные должны носить немощи бессильных и не себе угождать» (Рим. 15,1). Ношение немощей ближнего, наверное, главная добродетель современного христианства. Поэтому, Ольга, призываю на вас Божие благословение, желаю, чтобы вы не падали духом, нашли силы для жизни, чтобы ваша молитва подняла со дна нравственного падения вашего супруга. Апостол Павел пишет, что муж неверующий освящается женой верующей. Вы для него как ангел-хранитель, поэтому осознайте свое служение и миссию. Помните слова апостола Иакова, который говорит, что «… человек, который отвратит грешника от ложных путей, спасет душу от смерти  и покроет множество грехов» (Иак. 5,20). Ищите для собственных сил изречения в Священном Писании, которые должны согреть ваше сердце. Я желаю вам помощи Божией, терпения, кротости и веры в неоскудевающую всесильную помощь Божию. Храни вас Господь.

 

 

 

 

 


 

 

 

2 комментария: ОТНОШЕНИЯ С РОДСТВЕННИКАМИ

  1. Елена пишет:

    Об отношениях с родственниками.
    У меня очень большая родня, в которой верующих почти нет. Действительно трудно верующему человеку найти с неверующими взаимопонимание и духовное общение. Но когда есть настоящая любовь , то наступает взаимное терпение. Все равно родственники — это самые близкие и надежные для тебя люди. Всегда хочется им помогать и отдавать последнее. Как показывает жизнь это помогает выработать в себе потребность помогать и всем другим людям.

  2. Nam пишет:

    We’ve arrievd at the end of the line and I have what I need!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *