МИР ВОКРУГ НАС

перейти к обсуждению

Здесь вы можете ознакомиться с ответами отца Андрея на вопросы, заданные посетителями нашего сайта и прихожанами Храма Христа Спасителя по теме МИР ВОКРУГ НАС.

 

 

 

 

 

к вопросам

Мешают ли духовному росту и стяжанию благодати праздность, путешествия, культурные программы?

Мешают ли духовному росту и стяжанию благодати праздность, путешествия, культурные программы?

Важно понять, что христианство есть созидание нашей жизни во всех её сферах. Происходит это не только от посещения храма, чтения Святого Писания, Таинств, постов, поклонов. Нет-нет. Люди, которые живут в миру, должны правильно это понять. Хорошая музыка, серьёзная литература, добрые друзья, семья, интересные поездки, которые могут обогатить нас, всё это нужно использовать для того, чтобы расширять свой христианский кругозор. Другое дело, что мы живём в мире греха. Любая поездка на отдых сопряжена с определённым риском и опасностью попасть в какие-то искушения и встретить соблазн. Поэтому нужно сохранять бдительность и быть осторожным. Но еще раз повторю, мы ощущаем, что Бог свою любовь показывает нам на разных стезях нашей жизни, действуя не только через храм, но и через книгу, другого человека, правильный отдых, может быть, через природу, наше хорошее настроение. Это важно подмечать и правильно реагировать на это – благодарить Бога за все его милости к нам грешным.


 

 

к вопросам

Как христианину относиться к веселью

На работе был корпоратив, пошел туда, все время сидел, молчал — не ел, не пил, не танцевал, вводил в смущение всех остальных. Как христианину относиться к веселью?

Наверное, мера понимания данной проблемы у всех своя. Если ты пошел на корпоратив и при этом не ел, не пил, не смеялся, не танцевал, спрашивается: «Зачем пошел туда?». Если идти, то, как говориться, оторваться по полной там нужно. А не идти, еще лучше. Надо определиться – что будем искать Христа или веселье, потому что одно с другим не связано. Должно быть веселье благодатное, такое, которое человека по-настоящему радует.
Некоторые думают, что Христианство – это религия сплошных запретов и какой-то беспросветной тоски. Одним словом скука, постоянное уныние, мрачные лица. Откуда такое мнение? Христианство – это религия жизни, света и радости. Господь хочет эту радость дать человеку. Но многие из нас живя в миру, к сожалению, подпали под особую технологию, которая изменила наше сознание.
Для большинства радость — это обязательно смех. Когда человек хохочет, значит у него радость на сердце. Человек выпил и тоже радуется, посмотрел глупый фильм – вместе со всеми смеется. Всё это не радость, а ее суррогаты.  После такой радости наступает какое-то похмелье, синдром  больной головы и человеку становится горше прежнего уныния. Зачем же такая радость нужна? Это путь превращения в  наркомана. Когда требуется постоянно получать дозу веселья. Доза должна все время повышаться, а где тут граница допустимого? Всё – надоело, это – скучно, то – смотрел, другое – слушал, таким состоянием души дьявол все больше и больше затягивает человека в свою трясину. Алкоголь надоел – есть наркотики, если грешил с женщинами – давай теперь с мужчинами, а потом вместе со всеми  — схема здесь у дьявола отработана. Этот путь  ведет в полный тупик.  Христианство дает человеку всё подлинное: радость – так радость, свет – истинный, мир – как внутренний покой души. А у дьявола все с приставкой  -анти: антирадость, антиблагодать, антимир. Поэтому ориентироваться нужно на простое правило: можно, то, что не отгоняет от сердца благодать Божию, что не лишает человека спокойного, тихого, радостного устроения. Бог хочет все время дать нам эту радость. В акафистах  святым всегда звучит припев: радуйся, радуйся, радуйся. Угодник Божий достиг радости – на небе она  вечная и нам надо к этому стремиться.
А здесь, на земле,  все перемешано. Веселье, которое предлагается от дьявола и от развратного мира нам не нужно – это яд. Нам нужна чистая радость. Нам постоянно предлагается что-то грязное и пошлое. Возникает вопрос: «Почему все время показывают какие-то дурацкие фильмы, включают тошнотворную музыку, любая радиостанция – как будто сборище интриганов и развратников.  Почему такая картина нашей жизни? Душа тоскует – и уже ничем не насыщается – одно, другое, третье, уже все стало приторно, вот и появляются всякие излишества и извращения. А в Церкви не так. Там всё насыщает и возвышает, ничто не вызывает отвращения. Благодать все время хочется получать и в ней быть. Поэтому не даром сказано, что дружба с миром это вражда против Бога. Похоть плоти, похоть очей и гордость житейская – все это богопротивно, потому что разрушает человеческую жизнь. Бог хочет, чтобы  жизнь наша созидалась в Духе Святом.
Поэтому на корпоратив, тем более в конце поста, ходить не следует. Всё хорошее, что было на душе потеряешь и ничего взамен не получишь. Помни слова старцев: «всех люби – от всех беги!».


 

 

к вопросам

О музыке

Какую музыку можно слушать православному человеку, а какую нет? Константин Киничев – лидер группы «Алиса» считает себя православным человеком – причащается, исповедуется. Как смотреть на эту личность и на рок-культуру в целом?

10 лет назад одна моя знакомая, молодая девушка (сейчас она мать 4-х детей) говорила мне, что пришла к Православию через Киничева, слушая его песни. Тогда я с ней все-таки не соглашался, но, наверное, исключения бывают. В отношении музыки – ориентируйтесь на следующее правило – дух творит себе форму. Представьте себе, что творится на рок-концертах. Кто не верит что есть ад – посмотрите, что происходит на сцене и в зале. Какие там звуки, крики, грохот – настоящее беснование. Что происходит после?- дерзкое хулиганство, разбитые вагоны метро, искалеченные подростки, иногда убитые люди и т.д. На рок-концерте совершается реальное соприкосновение человека с демоническим миром. Содержание песен – это гимн диаволу, предлагаемый разгоряченным зрителям. Когда мы говорим о христианстве то всегда подчеркиваем , что это религия, которая созидает человеческую личность. Через богослужения, чтение Евангелия, после молитвы к Богу душа умиротворяется благодатью Божией, – дух Христов приходит в наше сердце. «Кто духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8,9) и Господь говорит: «По плодам их узнаете их» (Мф. 7,20). Человек после храма сориентирован на добро в разных формах. Идет он домой, а там сложные отношения с родственниками. В храме получен урок – сказано – терпи, не осуждай, прощай и молчи, а еще за все Бога благодари. И человек усвоив этот урок, идет на практику – к себе домой. Получается, не получается его выполнить – дело другое, но он хочет научиться христианству, и старается быть христианином. После рок-концерта подростки разбивают стекла в магазинах или в телефонных будках, все на своем пути пытаются сокрушить, поджечь, сломать. Можно себе представить, кто движет участниками и зрителями подобного шоу. Недаром такая музыка называется «тяжелый» рок. Это тяжесть, которая ложится на сердце как какое-то темное облако, оно помрачает разум, тушит светильник ума.

Что касается музыки, а также литературы, и отчасти живописи, то требуется исполнять важное правило – всегда подниматься по лествице своего духовного развития. Музыка бывает разная: та, которая возбуждает плотские страсти – это джаз, это рок-н-ролл, попса, тяжелый рок и т.д.; классическая музыка – это музыка душевная. Переход от плотского к душевному – уже маленькая победа над собой. Человек перестал слушать дешевую дрянь и начинает все-таки обращаться к лучшему. Классическая и европейская и наша русская музыка, а также фольклор и народные песни – это музыка душевная, а вот храмовое пение – это духовная музыка, та, которая человеку помогает обращаться к Богу. Посещая разные богослужения мы замечаем, что в пост, через церковную музыку душа настраивается на покаяние, Пасха – радость, отпевание – грусть и в тоже время надежда на Бога. Кроме того в церковную музыку всегда вшиты слова – то возвышенное богословие, которое через тексты Церковь пытается нам донести. Какой вывод? – музыка должна нести назидание, созидание, возвышение, преображение. В Церкви все возвышает – и живопись, и музыка, и Слово, только приобщайся к этому. Но переход от плотского образа жизни к духовному должен быть правильным. Может быть кому-то нельзя сразу все резко отбросить и переключиться только на духовное. Для этого предлагается промежуточное звено – песни патриотические, народные, военные, может быть старые и добрые. Попробуйте сначала в них вслушаться, а потом к этому можно добавить ещё более возвышенное.

То же самое касается и литературы. Через чтение дешевой продукции люди превратились в помойку. Человеку предлагается обсасывать гнусные страсти, низменные, примитивные взаимоотношения людей друг с другом – скандалы, убийства, драки. О чем другом можно писать в этих книгах? Задана технология – обязательно должны быть разные сцены: насилия, убийства, месть, интриги, потом все с начала, чтобы человек на это подсел и прилип к этой книге. Потом будет продолжение, и так 50 книг подряд. Литература должна человека воспитывать, это очень действенное средство, – что человек читает. В Церкви мы всегда много говорим именно о чтении Священного Писания, житийной литературы, творений Святых Отцов, богословия, православной периодики – выбирайте все, что вам подходит, ищите ответы на вопросы, потому что ни один священник не может охватить всю вашу жизнь полностью. То, что человек спрашивает – лишь видимая, внешняя сторона большой проблемы. Нужно докапываться до первопричины. Господь говорит в Евангелии от Иоанна: «исследуйте писания» (Ин. 5,39). Исследуйте – то есть вчитывайтесь в них, что-то выписывайте, другое заучивайте. Это нужно делать, чтобы приобрести вкус к духовному, чистому и к возвышенному. Этот вкус развивается, и если у детей надо развивать музыкальный слух рано – в 4,5,6 лет, то у взрослых процесс воспитания вкуса к духовной красоте – дело совсем не безнадежное.

Поэтому вывод такой – нужно стремиться всегда к более высокому, а то, чем увлекались раньше, в юности, в молодости, в этом нужно себя строго ограничить.


 

 

к вопросам

О фильме «Остров»

Спрашивают про фильм «Остров», который показывали по телевидению, на многих фестивалях. Как правильно относиться к такому фильму? Предлагают три варианта: посмотреть и забыть, посмотреть – порадоваться, третье – посмотреть, осудить и не смотреть.

В отношении фильма «Остров» единого мнения быть не может. Каждый человек свободен. Всё мне позволено, но не всё полезно (1 Кор. 10, 23). Наша христианская вера хороша тем, что она человека не загоняет в какие-то узкие рамки: вот это можно, а это нельзя, сюда иди, а сюда не ходи. Бог хочет, чтобы человек свободно избирал добро. А люди больше всего хотят в церкви жить по инструкции, чтоб им по пунктикам расписали: раз, два, три, четыре, пять… И в отношении еды, и одежды, и отношений с родственниками – каждому скажи, как правильно поступать.

А Богу ценно духовное творчество человека. Когда всё запутано, сложно и непонятно. Иногда действия для исполнения заповеди Божией могут быть противоположными: в одном случае денежку дал нищему – любовь сотворил. В другом случае не дал – и тоже проявил любовь. На какой критерий здесь ориентироваться? Инструкции никакой нет, а есть твоё сердце. Если оно у тебя очищено от греха, то подскажет, как правильно поступить.

Скажем несколько слов в отношении фильма «Остров». Недавно у нас в храме проходило богослужение, где присутствовали участники кинофестиваля «Лучезарный ангел». На трапезе мы встречались с участниками, которые создавали духовные фильмы: там были библейские сюжеты и фильмы о монастырях, о сельских приходах, о духовенстве, о святых. Один архиерей тогда сказал очень правильные слова. Артисты, которые играют на сцене или в кино, в отношении ролей постоянно хотят разнообразия. Ты не артист, если играешь только положительных героев. Сегодня нужно сыграть роль священника, завтра – какого-нибудь богоборца-безбожника, в следующем фильме – бандита, а потом оборотня-милиционера. В этом весь интерес, чтобы ты вкусил все интересные моменты творческой жизни. Но, когда человек играет святого – это возлагает на него особую ответственность.

В фильме «Остров» Пётр Мамонов замечательно сыграл отца Анатолия. Но в других сериалах его роли были разные. Вот это смущает. Сегодня ты играешь подвижника, а завтра ты будешь играть какого-нибудь мафиози. Когда в фильме показывают святого, желательно, чтобы зритель как бы ощущал его присутствие в данном сюжете, но не видел бы его воочию. Один из вариантов – это показ со спины, или как-то сбоку, где-то там, далеко. Играть святых, наверное, нельзя. Каким бы талантливым и способным не был актёр.

Христианство уникально тем, что оно не играет с человеком. В кино – особый мир, оторванный от реальной жизни. Посмотрел фильм, вышел на улицу и всё испарилось. А когда человек находится в храме Божием, он погружается в особую атмосферу благодатной жизни. Выходя из храма, мы получаем от Бога задание – для людей быть миссионерами. В этом труде – наше служение миру. Для этого мы ходим в храм, укрепляясь там благодатным светом через молитву, таинства, Священное Писание, через святые иконы и мощи. Христианин – как аккумулятор, который зарядился и может давать свет фонарику. Самое главное – отдавать свою энергию на созидание. Это прямая христианская обязанность – нести Евангельский свет в этот мир. Каждый из нас пришёл в храм через добрый пример. Мы увидели человека какой-то особенной жизни – и нам захотелось стать такими же. Возникал вопрос: какова причина и где источник этого изменения? Почему так почти никто не живёт? Ведь отдавать своё другим, прощать, служить, тратить на людей время – непонятно зачем? Чисто по земному, – это проигрыш. Оказывается, для Бога это не проигрыш, а важное приобретение. Апостол Павел в Книге Деяний после беседы с христианами и пастырями Эфесской церкви говорит: «Блаженнее отдавать, нежели получать» (Деян. 20, 35). Вот до какого состояния мы должны с вами дорасти. Чтобы радость отдачи, иногда последнего и дорогого, превосходила бы радость приобретения. Тебе что-нибудь дали – это приятно, например копеечку, или сказали доброе слово, или чем-то послужили. А отдавать другому – рука как-то не разжимается, язык немеет, сердце холодеет. Что-то сквозь зубы процедить могу, а чтобы от сердца – нет, это не получается.

Поэтому христианство в отличие от фильма – это реальная жизнь.

Фильм «Остров», безусловно, сделан талантливо. Почти никаких спец.эффектов. Показана жизнь простого северного монастыря. Главный герой – отец Анатолий в образе юродивого несёт подвиг покаяния. Достаточно реальная монастырская жизнь, умело показаны человеческие слабости и пороки. Мастерская игра артистов. Они передают какой-то особый колорит и накал. Фильм содержит глубокую идею и, конечно, в душе остаётся след. Посмотрев «Остров» нужно идти дальше. Артистам подобных фильмов, конечно, нужно ставить условие, чтобы они делали творческий выбор на будущее. Если ты собираешься играть монаха, юродивого, святого – определись окончательно, каков будет твой дальнейший путь. Как артист, если уж ты остаёшься в кино или театре, ты должен играть только положительных героев, чтобы через искусство и творчество нести людям тот же самый свет правды, добра и любви. Сказано: «Всё испытывайте, хорошего держитесь» (1 Фес. 5, 21). Если этот фильм зажёг в сердце какую-то искорку, значит, Бог через сюжет фильма и игру актёров был с нами. Но что-то идеализировать, наверное, не надо. Наши христианские источники, к которым мы должны постоянно обращаться, самые возвышенные и чистые. И книги, и молитвы, и таинства – всё только для этого, чтобы человека освящать. Чтобы всё лучшее, что в нём есть – взращивать и возгревать. Церковь к этому всегда обращается. Всё лучшее, что есть в нашей жизни, – преобразить и дать людям – через искусство, творчество, патриотизм, нравственность. Только так. Это не обязательно прямая церковная проповедь. Это и тот формат, где христианство вшито в содержание произведения. Читайте хорошие книги и наших русских, и зарубежных авторов, и всегда ищите там христианскую идею. И фильмы такие смотрите, и музыку такую слушайте. Развивайтесь всесторонне, это очень важно. Иногда автор даже не позиционирует себя христианином, а вот взял и показал очень светлый образ. Христиане – это творческие люди, они всегда в поиске лучшего и красивого. Приобретая красоту и благородство души, мы будем избегать всего нечистого в этом мире и обращаться к лучшему и светлому, что накоплено в нашей жизни.


 

2 комментария: МИР ВОКРУГ НАС

  1. Елена пишет:

    Отец Андрей, это Вы очень првильно подметили, что на корпоративах, или просто каких-то застольях присутствует бесовская сила. Сначала отказываешься, ищешь повод не пойти, а как попадаешь — не можешь удержаться от грехов, сразу весь букет всплывет. А потом сокрушешься и стыдно становится за свои действия. Но уйти от этого, если работаешь и есть коллектив, очень трудно. Во время поста еще есть уважительная причина, а в свободное от поста время практически невозможно, только если что соврать, но это тоже плохо. Трудно жить в миру, только церковь спасает и молитва.

  2. Becca пишет:

    I was really confused, and this ansrweed all my questions.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *