ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ И ХРИСТИАНСКИЕ ДОБРОДЕТЕЛИ

перейти к обсуждению

Здесь вы можете ознакомиться с ответами отца Андрея на вопросы, заданные посетителями нашего сайта и прихожанами Храма Христа Спасителя по теме ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ И ХРИСТИАНСКИЕ ДОБРОДЕТЕЛИ.

 

 

 

к вопросам

Возможно ли нам, грешным, исполнить заповеди возлюбить Бога всей душой, всем сердцем, помышлением, и ближнего как самого себя в полной мере?

Господь Иисус Христос оставил нам две главные заповеди: возлюбить Бога всей душой, всем сердцем, помышлением, и ближнего как самого себя. Любовь – совокупность добродетелей. Возможно ли нам, грешным, исполнить эти заповеди в полной мере? Любовь к Богу должна первенствовать, а любовь к ближнему тогда будет дарована. От любви к ближним придёт любовь и к Богу.

Вопрос возможно ли нам, грешным, исполнить исполнить эти заповеди в полной мере. В полной мере – нет, потому что достичь любви как совокупности совершенств никто не может. Я, когда говорю о любви, то всегда уподобляю её вершине горы, нижние ярусы которой основываются на всех добродетелях, о которых говорит Евангелие. О любви нельзя говорить человеку, который не может терпеть, прощать, каяться в грехах, жертвовать, который гневлив, нечист в мыслях, у которого отсутствуют, с одной стороны, христианские качества, которые перечислены, а, с другой стороны, есть духовные недуги, то есть, страсти, которыми поражено сердце, такие как: зависть, блудливость, уныние, сребролюбие и т.д. Путь к любви указан: созидай любовь в своей душе, в своём сердце, исполняя евангельские заповеди. Причём не философствуй, не мечтай, не гонись за каким-то высоким результатом. Наступает день, и каждый день Господь даёт возможность исполнить: сегодня – одно, завтра – другое, а, точнее, с двенадцати до часу – одну заповедь, с часу до двух – другую и т.д. Если мы будем внимательно относиться к своему земному времени, мы увидим, что это время для нас есть творческий процесс, задания, которые постоянно посылает нам Господь.

Почему у нас нет в сердце любви? Потому что мы не замечаем тех уроков, которые нам Господь преподносит. Любовь не может сразу возникнуть в сердце, – это есть прелесть, когда человек думает, что сердце, поражённое страстями, способно к любви. Это любовь низшего порядка, это любовь, которая услаждает только плоть, или душу, в крайнем случае! А мы говорим о Любви с большой буквы, о Любви, Которая духовна, Которая божественна, Которая чиста. Вот эта Любовь есть духовный плод и высший дар Божий. Помните, мы с Вами молимся Великим Постом: «Даруй мне, Господи, дар Любви!» А, с другой стороны, дар даётся тому человеку, который этого дара взыскует. Под лежачий камень вода не течёт! Для Бога очень важно видеть желание дара. Соответственно, мы должны и жизнь свою так организовать, чтобы этот дар получив, мы бы его не растеряли, а ещё больше приумножили.

Поэтому замечаем те возможности, которые нам Господь преподносит каждый день и каждый час: и потерпеть, и отдать, и промолчать, и уступить место, и послужить. Вот из таких маленьких крупиц созидается христианская личность. И нужно учиться не просто дать рукой, а к этому подключить сердце. Не просто промолчать и не ответить на грубость или хамство, а в душе не осудить, не позлорадствовать, не хотеть отомстить человеку. Это возможно? Да! Масштаб у всех разный. И полное незлобие, как невозбуждение страстных настроений, конечно есть удел очень высокий, это дар Божий. Но начатки этого труда каждому по силе. Хотя бы не отвечать внешне злом на зло: рукоприкладством, злыми словами, какими-то действиями. Сначала начинаем с этого, обуздываем вот эту сферу, здесь наводим порядок. Потом опускаемся глубже, в душу, работаем уже с помыслами, с желаниями. А то внешне-то всё ничего у нас, а в душе-то что! Витрина у нас, знаете, исправна, всё у нас тут более-менее получается. А внутри очень много недоделанного, неисправленного, того, что для Бога непотребно. Поэтому христианство – это всегда, перво-наперво, внутренняя жизнь. Вот там нужно поменяться, вот это нужно исправить! Чтобы не только я не ругался, не только я никого не бил, чтоб не только не отнимал и не воровал, но чтобы у меня и желаний таких не было, чтобы мои мысли не толкали меня на зло. А если мысли не будут толкать на зло, то и внешне человек будет вести себя совершенно по-другому! Апостол Павел говорит: «Блаженнее давать, нежели получать» (Деян. 20, 35).

Человек, придя в Церковь, должен измениться в таком масштабе, чтобы радость отдавания (не просто чего-то, дескать, вот, мне не нужно, – на!), но самого лучшего, последнего и красивого, превзошла бы радость приобретения всего этого . Раньше я радовался, что мне дали, а сейчас радуюсь, что сам отдаю! У меня есть такая счастливая возможность! И, в идеале, христианство есть такая жизнь, когда человек ищет возможность сделать добро. Апостол Павел говорит: «Никому не оставайтесь должными, кроме взаимной любви» (Рим. 13, 8). Мы всем всё простили, но мы должны помнить, что любви мы даём ещё мало людям, мы должники любви. Вот хорошо бы нам превратиться в таких творческих религиозных людей! Не ждать, пока нам кто-то что-то скажет, попросит, а самим, самим стремиться туда, где тяжело, где одиноко, где больно, где горько, где плохо! Только, конечно, везде – рассуждение, везде – благоразумие (иногда человек оставляет главное, самых близких людей, домашних, и идёт куда-то вовне)! Но упражняться в этом нужно!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *