БОГ И ЧЕЛОВЕК

перейти к обсуждению

 

Здесь вы можете ознакомиться с ответами отца Андрея на вопросы, заданные посетителями нашего сайта и прихожанами Храма Христа Спасителя по теме БОГ И ЧЕЛОВЕК.

 

 

  • Если человек встаёт на путь добра и движется к Богу, то он непременно спасётся?
  • Участвует ли Бог в жизни человека, который пошёл по пути зла?
  • Как обрести веру?
  • Нести свой крест
  • Цель горестей и скорбей
  • О сложных отношениях с Богом
  •  

    к вопросам

    Если человек встаёт на путь добра и движется к Богу, то он непременно спасётся?

    Если человек встаёт на путь добра и движется к Богу, то он непременно спасётся?

    Нужно помнить, что при жизни человек не может достичь непадательного состояния. Так было со многими подвижниками, которые достигали высот и определённого совершенства, но возгордившись, падали и лишались спасения. Человек всё время изменчив, колеблем. Церковь говорит: «Человек — пребывай в смирении! Всегда стремись к этому состоянию, чтобы ты никогда не заразился гордостью. Причина всякого падения – гордыня! Падения попускаются гордому для посрамления и вразумления». Вот что важно. А бес никогда не может быть хозяином человеческой жизни. Даже, если человек продаст ему свою душу, подпишется в этом своей кровью и даст всевозможные клятвы — всё равно покаяние для грешника остается возможным. Единственный непростительный грех — это самоубийство, когда добровольно обрывается жизнь, и человек сам отвергает этот великий, Божественный дар. В этом случае надежды на спасение нет. Но пока человек жив, покаяние для него открыто, и любой, даже самый страшный грех может быть ему прощён.
    Безусловно, наши действия влияют на спасение, Богу требуется помощник и соработник. В православном Богословии есть понятие «синергия», т.е. сосложение, соработничество воли Божией и нашего участия. Бог без нас спасти нас не может, и это нужно чувствовать. А с другой стороны, мы без Бога никогда не спасёмся. Поэтому благодать Божия, с одной стороны, и наши подвиги, старание и усилие, с другой, есть два слагаемых, от которых рождается результат – спасение души.


     

    к вопросам

    Участвует ли Бог в жизни человека, который пошёл по пути зла?

    Участвует ли Бог в жизни человека, который пошёл по пути зла?

    Даже когда человек идёт по пути зла, он всё равно дорог Богу. Но когда зло завладевает человеческим сердцем, то Богу уже не остаётся в нём места – не то, чтобы светлой горницы в доме, но порой даже маленького закутка. К сожалению, Господь ходит рядом  с таким человеком и уходит, так и не посетив его. Поэтому злое состояние души очень опасное. Это продукт нашего согласия с диаволом. Злыми мы становимся добровольно, и, конечно, не сразу. Господь всё время касается нас Своей благодатью и человек ощущает, что для Бога самое важное – это  доброта, милость, сострадание, кротость, любовь. Эти Божественные свойства нам нужно стараться усваивать. Но наша поражённость грехом и несопротивление злу дают печальные плоды, когда люди приобретают больше злых качеств, чем добрых. Поэтому Церковь и указывает человеку на единственно правильный путь выхода из этого мучительного состояния к полноценной жизни.


     

    к вопросам

    Как обрести веру?

    Что делать, если не получается поверить?

    Один человек обратился ко мне с этим вопросом.
    — Это проблема многих людей.

    Здесь можно дать несколько советов:

    Первый из них — вера является даром Божьим. Этот дар настолько ценный, что от него зависит вечная участь человека, без веры невозможно угодить Богу. Совсем неверующих людей нет, но вера большинства — неправильная, ложная, мертвая, не приносящая никаких плодов. Спасает вера, которая меняет жизнь человека.

    Второй момент связан с пониманием того, что вера как дар Божий испрашивается у Бога. Бог всем раздает свои дары. Но Господь видит, что люди по-разному готовы к принятию его святого дара. Вера дается такому человеку, который ищет истину в своей жизни. Истина-это Христос. И если человек будет искать Его, то обязательно обретет и веру в Него.

    Вера испрашивается у Бога в молитве. — Это третий момент, о котором следует сказать. Попробуй обращаться к Богу со словами, которые идут из твоего сердца. Например, — «Господи, если есть Ты, то откройся мне». «Я хочу поверить в Тебя, Господи, помоги мне».

    Можно молиться словами человека, у которого был бесноватый сын. — «Верою, Господи, помоги моему неверию». Самое главное – не убеждай себя в том, что ты человек неверующий.

    Четвертое. Важным средством обретения и укрепления веры является жизнь по Евангельским заповедям. Я подчеркиваю – именно по Евангельским. В сознании большинства людей заповеди Божии ассоциируются с десятисловием, которое получил Моисей от Бога за полторы тысячи лет до Рождества Христова.В тех древних заповедях сказано лишь о внешнем благочестивом поведении. Евангелие же направлено на жизнь ума и сердца человека.

    Евангельские заповеди можно разделить на 2 большие группы:
    Первые из них — это заповеди запрещающие, которые уберегают человека от совершения грехов и жизни по страстям. Например, — не осуждай, не гневайся в мыслях, не смотри на женщин с вожделением, не завидуй, не раздражайся, не носи обиду в своем сердце. Попробуй эти заповеди исполнять, возьми хотя бы одну из них.

    Вторую группу заповедей можно назвать практически-исполнительными, которые побуждают человека совершать духовные усилия в приобретении Евангельских качеств. – Например, это заповеди о послушании, о кротости, о смирении, о прощении обид, о приобретении любви, о терпении ближних, и так далее…

    И здесь тоже нужно пробовать. Когда человек исполняет заповеди, то он ощущает в них огромную духовную силу. Бог всегда близок к такому человеку, который всегда живет по его заповедям.
    Еще одно средство укрепления веры … — это внимательное, проникновенное чтение священного писания, особенно Евангелие.

    Ты говоришь, что читаешь Библию, но я тебе советую читать ее 2-ю часть, которая называется — «Новый завет». Евангелие является благодатным средством, которое согревает и умягчает наше сердце и просвещает наш ум. Евангелие – это есть источник благодати Божьей. Читая его, человек, напрямую общается с Богом и через Евангелие слышит Божественный голос. В Евангелие сокрыт Христос.
    Еще одним средством укрепления веры является посещение храмов и правильная молитва. Здесь будет не так просто, потому что сердце не привыкло молиться, оно пребывает в расслаблении, черствости, охлаждении к Богу. Потребуется терпение и кропотливый, продолжительный труд, который необходим каждому человеку.

    Еще одним средством укрепления веры является правильное отношение к нашим ближним. Мы должны видеть в каждом человеке образ Христа. Отсюда рождается желание ни брать что-то с этого человека, а ему послужить. Если упражняться в этом, то обязательно мы увидим в ближнем то сокровище, которое вложено Богом в каждого.

    Еще одним средством укрепления веры, обретения веры — является исправление жизни. Чаще всего неверие — это удел людей, которые ведут безнравственную жизнь, живут в страстях, которые грешат. Грех несовместим с присутствием благодати в человеческом сердце. Всякий человек — грешник, но грешники различаются перед Богом очень сильно. Богу дороги грешники, которые приносят в своих грехах глубокое покаяние. От такого покаяния человек смиряется. А за смирение приходит в душу благодатный свет, который и укрепляет веру. Если человек не борется с грехом, если он не исторгает страсти, которыми поражено его сердце, то естественно увидеть Бога своим сердцем он не может. И вот здесь мы можем дать определение веры: вера – это есть наше духовное зрение, которым мы созерцаем духовный, благодатный мир.

    Веру нельзя выразить словом, это есть ощущение сердца и очень глубокая убежденность в бытии Божьем и духовного мира. Вера дает человеку глубокую убежденность, что существует вечность и после жизни земной — бытие человека не оканчивается.

    Еще одним средством укрепления веры является изучение духовной литературы, чтение тех прекрасных книг, которые написаны святыми отцами, подвижниками благочестия, т.е. людьми, которые прошли в своей жизни путем духовного подвига исполнение Евангельских заповедей. В своих сочинениях и наставлениях они передали бесценный опыт личного обретения Бога. Поэтому старайся читать эти книги и трудиться в указанных направлениях. Отвращайся с одной стороны от источников, которые оскверняют нашу душу,это телевидение, интернет, современная музыка, люди, которые себя позиционируют безбожниками. С другой стороны — разворачивайся к Церкви, учись правильно молиться, читай Евангелие, ощущай себя грешником, приноси Богу покаяние, постарайся познакомиться с верующими людьми-христианами, и от этих добрых источников твоя вера обязательно укрепится. Я желаю тебе помощи Божьей, доброго здоровья и светлой пасхальной радости. Храни тебя Господь. Христос Воскресе!


     

    к вопросам

    Нести свой крест

    Как относиться к своей роли – принять и нести свой крест с благодарностью и верить в то, что так и должно быть?

    — Лучше всего говорить о своем личном призвании и участии в жизни. Конечно, каждый человек должен определить свое место в этой структуре Божественного устроения. Апостол Павел Церковь сравнивает с телом, где каждый из нас выполняет функцию какого-то члена, органа, или отдельной клетки. И удивительно, что для Бога нет маленьких низких ролей и служений. Каждое христианское занятие, даже самое простое –для Бога ценно. Мы видим, что наши женщины в храмах убирают подсвечники, моют полы и этим они свершают своё служение перед Богом, также как священник или епископ. Каждому из нас нужно найти тот масштаб служения, который ему возможен. Каждый должен заниматься тем делом, на которое он поставлен Богом и имеет для этого свои дарования и способности. Понятно, что опускаться в своем развитии — неправильно, потому что это есть «закапывание талантов в землю». С другой стороны, стремиться на какие-то высшие ступени служения — есть признак гордости, а, как известно Бог гордым противится. Поэтому нужно найти ту разумную середину, где каждый человек может служить для общества, для ближних, для Церкви, созидать добро везде — и внутри себя, и вокруг себя, и тогда будут достигнуты очень важные цели.


     

    к вопросам

    Цель горестей и скорбей

    Какова главная цель горестей и скорбей для человека?

    — Смысл скорбей заключается в закалке души. Она у нас расслаблена через страсти, а страсти у нас от грехов. Наша воля, поражённая грехом, нуждается в тренировке. Поэтому, когда Бог посылает нам всевозможные горести и скорби, значит Он хочет, чтобы мы внутренне мобилизовались, перестали хныкать, роптать и обижаться на Бога и людей, чтобы мы использовали себе во благо тот духовный ресурс, который нам дан. Дан он через Церковь, благодать молитвы и Таинств, Священное Писание, через совет духовника. Опыт показывает, что миллионы людей воспользовались этой помощью Божией и победили в себе и слабости, и лень, и уныние, и нашли силы для новой жизни. Повторим, что смысл скорбей может быть понят только христианином. Человек, который живет без веры в Бога, встречая скорбь, часто впадает в уныние, ожесточение и озлобление сердца. Вместо смягчающего действия скорбь наоборот его сердце ожесточает. Нам известно, что скорби, согласно Новому завету — признак любви Божией к человеку: «Господь, кого любит, того наказывает, бьёт же всякого сына, которого принимает»(см.Евр.12,6). И в любой семье, если дети совершили какой-то плохой поступок и провинились, то родители по любви к ним обязательно примут воспитательные меры, вплоть до наказания. Если родители махнули рукой на своих детей и уже не хотят их воспитывать и учить добру, и наказывать, значит, подлинной любви у родителей к детям нет. То же самое и в наших отношениях с Богом. Поэтому, никогда нельзя говорить в скорбях и горестях, что Бог меня забыл и не любит. Наоборот, Он тебя любит, и любит очень сильно, давая через скорбь пробуждение твоей душе. Любить Бога нужно не только в радостях и земном счастье. Любить Бога нужно всегда, и сугубо наша любовь к Нему проявляется именно в скорбях и страданиях, когда мы терпим за Христа то, что нам попускается Его промыслом.


     

    к вопросам

    О сложных отношениях с Богом

    Зачем нужны такие сложные отношения с Богом? Зачем Бог задал слабому и немощному человеку непосильную задачу: научиться искренне, всем сердцем любить Того, Кого нельзя ни увидеть, ни услышать? Как человеческому разуму всё это вместить? Как понять и принять Бога умом и сердцем? Если Бог наделил человека свободной волей, то почему в молитвах мы именуем слово «раб»? Зачем Богу рабы?

    Одно из главных свойств божественной природы – это простота. Бог прост. Сложные отношения между нами и Богом говорят о нашем сложном устроении. Простота в христианском понимании есть синоним чистоты, святости и смирения. Вот почему простота детей в Евангелии поставлена в пример! Сложность характера, мыслей, желаний говорят о нашей дезориентации и запутанности, это признак того, что человек не может разобраться с самим собой.

    Человек запутывается в жизни, когда он погружается в духовную темноту. При наличии в душе благодатного света – всё понятно, куда двигаться и что делать. А когда внутри человека мрак, то можно в трёх соснах заблудиться.

    Итак, первое, что нужно устранять из себя и своей жизни – это сложность. Господь от нас хочет прустого отношения к Нему, ближним и к самим себе.

    Иногда читаешь книги, – религиозные, философские, классические и думаешь: «Как же всё сложно! Как всё запутано! Почему нельзя всё сказать коротко и ясно, простым языком обозначить проблему и дать конкретные советы для разрешения этой ситуации?» Причина в том, что человек живёт страстно. Грех усложняет нашу жизнь. Особенно это видно на исповеди. Когда человек не хочет каяться, он начинает лукавить перед Богом и своей совестью. Исповедь превращается в рассказ о своей жизни. При этом всё так запутано, что не разберёшься, кто прав, кто виноват. Мы всё время говорим на исповеди: «Будь проще! Не нужно многословия! Обличи свой поступок, покайся в нём, испроси у Бога прощения и, самое главное, исправься!» Очень важно достичь этой простоты в отношениях с Богом, особенно когда речь идёт о покаянии в грехах!

    Самооправдание – главный враг покаяния. Часто слышишь: «Я согрешил, но я не виноват, потому что кто-то меня соблазнил, научил или не научил. Родители по-христиански не воспитали с детства, поэтому я грешу!» Нет, не только поэтому, а главным образом потому, что воля не укрепилась в добре. И этот труд человек не хочет совершать. А Господь желает, чтобы ты над этим трудился! Повторю, что сложность отношений с Богом следует из нашего непростого устроения. Причина этой сложности – внутри нас. И связана она с жизнью по страстям.

    Бог – это наш Небесный Отец. Он нас всех создал из небытия. Единственная причина сотворения человека – это любовь. У Бога хватает Ангелов, святых, но Он так любит Своё творение, что хочет в этот океан любви ввести новых членов. Бог не только создал нас из небытия. Он не бросил нас в этом мире и не забыл про нас. Как любящий родитель за ручку ведёт каждого человека, слышит наши молитвы, постоянно всем помогает. Окружил нас свидетельствами Своего присутствия в этом мире: и природа, и космос, и люди, и нравственный закон в нашей совести – всё говорит о том, что Бог есть! Особенное свидетельство – православная символика, наши храмы, монастыри, богослужение, иконы, Священное Писание и молитвы, – всё это для того, чтобы человек обращался от греховной жизни к Богу!

    Нужно расширять своё сердце. Оно у человека очень, чёрство и хулодно! Бог познаётся в Своих действиях, а для этого требуется внимательная жизнь. Это – один из самых главных духовных советов! Когда у человека слабеет вера или она никак не приходит в сердце, то, в первую очередь нужно просить Бога открыться человеку. А, во-вторых, – внимательно смотреть на свою жизнь и замечать Бога в Его действиях по отношению к нам. Самый простой пример – молитва. Одна моя знакомая такой рассказывала случай. В молодости она никак не могла прийти к вере: её муж ходил в Церковь, а она нет. Однажды она меня спросила: «Как убедиться, что есть Бог?» Я говорю: «У тебя есть какое-нибудь желание или проблема в жизни?» Она говорит: «Да! Моя мать живёт в Воронеже, и мы никак её не можем перевести в Москву». Я говорю: «Нет ничего проще: попроси об этом Бога, помолись Ему!» И, что вы думаете? Проходит время, и двухкомнатная квартира в Воронеже меняется на двухкомнатную квартиру в Москве! Один в один! И после этого человек прозревает и понимает, Кто виновник этого события!

    Одним словом, требуется элементарная чуткость, наблюдательность и внимание! Чуть-чуть пошире посмотрите на свою жизнь, и Вы увидите Бога! Он совсем близко!

    К сожалению, наша жизнь очень сложная. В ней всё выстроено в непростых отношениях между нами, Богом и людьми. Но, если идти к простоте, Бог обязательно откроется человеку. Очень хорошо помнить и верить, чту нам уготовано после смерти. – Рай вечной радости и блаженства! Это-то нам за что? Потрудись немножко в этой жизни, смири себя, откажись от того, что разрушает твою жизнь – греха и страстей, – и – наследуешь вечную жизнь с Богом-источником любви, радости, света, блаженства!

    В вопросе также говорится о какой-то «непосильной» задаче: научиться искренне, всем сердцем любить Бога. Почему же «непосильная» задача? Как раз, у Бога нет непосильных задач. То, что Он поручает человеку, всё это совершается, опять же, с Его помощью. Апостол Павел, говоря про скорби, которые выпадают на нашу долю, говорит, что не возлагает Бог на человека креста выше сил. Мы должны в этом практически убеждаться: жизненная задача – каждому по силам! Бог учитывает и наш возраст, и наше здоровье, и образование, и место жительства, и воспитание, – это всё взвешено на весах Его правосудия и любви.

    Господь – это самый премудрый воспитатель, психолог, педагог. Он каждому даёт задание соразмерно с его устроением. У настоящего христианина никакого надрыва и перегрузки нет и быть не может. Если у человека происходит какая-то ошибка или возникает проблема, то это – от наших неправильных действий и неверного понимания христианства. Псалмопевец Давид говорит: «Вкусите и видите, яко благ Господь!» Вот что требуется: вкусить и увидеть! Сладостнее этого состояния нет ничего!

    Непосильная ноша – для гордого человека, который не хочет смириться и не может сказать «Прости!» Богу, ближнему и себе. Самые трудные слова в наше время – «Прости!» и «Благослови!»

    С Богом отношения нужно выстраивать, как с любящим отцом. Отец постоянно печётся о детях, а дети отца – почитают и уважают! И перед ним благоговеют! Поэтому нужно постараться устранить какие-то ненужные препятствия между нами и Богом в виде людей, интересов, каких-то ненужных увлечений. Бог хочет больше всего быть с нами. Его отношение к нам постоянно и неизменно. Для Бога нет более важного дела в этом мире, чем быть с человеком. Представляете, Бог – Творец космоса, звёзд, океанов, всего огромного мироздания, и Ему есть дело до этого ничтожного человечишки! Он стремится слышать любую молитву, каждый вздох человека, и готов сразу же придти к нам на помощь! Бог желает, чтобы мы подражали Ему в этом! Он не требует полного отстранения человека от его дел, работы, семьи, но очень хочет, чтобы хотя бы иногда мы вспоминали о Нем! Хорошо бы, чтобы мы делали это чаще, и самое главное искренне! Чтобы со временем доля нашего общения с Богом была больше!

    Понятно, что резко нельзя всё бросать и попытаться тесно соединиться с Богом. Делать резкие шаги – неправильно! Требуется рассудительность! Но жизнь должна к этому нас подвигать!

    Поэтому, познаём Бога в Его действиях любви, заботы, вразумления. Действительно, Ангелы не могут видеть Бога. Но при этом чистые сердцем Бога узрят! Вот ещё одна причина, почему Бог от человека далёк и закрыт! – Потому что у многих людей нечистое сердце! Оно недоброе, похотливое, завистливое, гордое. Бог хочет, чтобы твоё сердце было добрым, жалостливым, сострадательным, и тогда ты такого же любящего и смиренного Бога увидишь и почувствуешь! Христианство – это жизнь чистая, где присутствует религиозная борьба с грехом и постоянный процесс очищения ума, совести, воли, сердца, тела, с помощью благодати Божией. Статья храмом Божиим, вместилищем Святого Духа – вот цель христианской жизни. К этому нужно всё время стремиться, чтобы ничего нечистого, в чём бы нас совесть обвиняла, у нас бы не было! Это очень важная задача. Любовь и смирение – важнейшие качества христианина.

    Когда говорится о непосильной задаче, то, обратившись в жизни Церкви, мы увидим, что эту так называемую непосильную задачу выполнили миллионы людей, которые стали святыми! Миллионы людей угодили Богу, достигли спасения и наследовали жизнь вечную. Какая же непосильная задача?! Непосильная, если бы оказалось десяток святых за 2 тысячи лет! Писание говорит: «Всем человекам Господь хочет спасения!» Всем! И для всех пришёл, и для всех распялся. Каждый, кто захочет, может и должен спасти свою душу! Потому что в Боге – жизнь, вне Бога, через грех – смерть!

    Нас спрашивают: «Почему говорится, что мы – рабы Божьи? зачем Богу рабы?» Во-первых, «раб» – от слова «работать». Мы работаем для Бога. Работаем и душой, и телом. Раб принадлежит господину, это – его полная собственность. Что в этом плохого – быть собственным творением и собственностью Самого Бога? Об этом можно только мечтать, чтобы от Него полностью зависеть и получать всё необходимое для жизни!

    Кроме слова «раб» в Евангелии употребляются и другие наименования: например, что мы – ученики Христовы. В другом месте сказано, что мы – друзья Христовы, – и Его соработники. Не хочешь «раб», употребляй эти слова! А если мы молимся словами «Отче наш», значит мы – Его дети, а Он – наш Отец! Нужно просто пошире посмотреть на то, как можно Бога называть – и Учителем, и Наставником, и Отцом, а не только хозяином и господином. Религиозная жизнь начинается с первого состояния – рабского страха. Да, большинство пробуждается с того, когда совесть, ум и сердце, обычно, на путях греха, говорят: «Остановись, безумец! Что тебя ждёт после такой жизни? Убойся Бога!» Как часто, чтобы человека остановить от какого-то злодеяния, окружающие говорят: «Бога побойся!» чтобы клясться, воровать, насиловать, убивать и т.д. А потом от этого страха и покаяния в грехах рождаются всё более и более возвышенные чувства к Богу.

    Совершенная любовь изгоняет страх из сердца (см.: 1 Ин. 4, 18). Всем нам дан такой путь, когда, вообще, страх из нашей жизни может уйти. Ты будешь просто любишь Бога и ближних! Ты будешь бояться только одного – как бы Его не оскорбить, потому что настолько Его полюбишь, что будешь больше всего бояться Его как-то обидеть! Вот до чего мы должны с Вами дорасти! Раб – наёмник – сын, – вот классическая схема такого духовного возрастания!


     

    в начало страницы

    2 комментария: БОГ И ЧЕЛОВЕК

    1. Георгий пишет:

      Спасибо Вам за изложение простым и доходчивым языком таких сложных жизненных понятий. После прочтения становятся действительно открытием для меня очень многие интересные мысли. Действительно, раб от слова работать, Что нужно устранять из себя и своей жизни – это сложность. (Далее, исправьте, пожалуйста, опечатку во фразе «Господь от нас хочет прустого (простого) отношения к Нему, ближним и к самим себе». И далее про сердце, что оно чёрство и холодно…). Прекрасно про самооправдание сказано… Действительно, необходимо, в первую очередь научится говорить правду себе самому, а не искать самооправданий… И совесть наша — это голос ангела — хранителя, как раз и показывает борьбу с самооправданиями, рождаемых бесами…
      Спасибо Вам огромное за интересные мысли…

    2. Александр пишет:

      Симеон Новый Богослов: «Видит всю жизнь нашу, и прошедшую и будущую. Не содеянное ещё нами уже написано в книзе Его». Не могу понять я этого. Каким-то фатализмом отдаёт, что предначертано, того не изменишь? И мысли какие-то закрадываются нехорошие, заранее прошу прощения за них: если все действия человека уже известны и «написаны в книзе Его» (не известны только самому субъекту), то какой тогда смысл жизни?

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *