Основной инстинкт или блудная страсть

Священник Андрей Овчинников

Содержание

стр 1

От автора. Как достичь чистоты жизни………………………………………………………………………….. 3

Немного истории. Обрести Град Божий…………………….. 6

КАК ПОРАЗИТЬ ЛЬВА

Отцы монашества современному человеку…………. 9

Преподобный Антоний Великий……………………………………………………………………….. ..11

Христианин должен

помнить о провокациях………………………………………………………………….. . 13

Авва Геронтий Петрский

стр 2

Даже в мыслях не уступай греху………………………………………………………………………. . 18

Преподобный Моисей Мурин……………………………………………………………………22

Страсть врачуется Божией милостью.

О разумных и неразумных советниках………………………………………………………23

Чем привлечь благодать………………………………………………………….27

Мученик Кир Александрийский,

врач безмездный…………………………………………………………………… ..29

Перестали беспокоить нечистые мысли?…………………………………………………………………….. ..30

стр 3

Авва Матой

Злословие хуже блуда?……………………………………………………………………………..36

Преподобный Пимен Великий……………………………………………………………………………….. ..40

Побеждай нелюбовь

и не допускай пристрастия…………………………………………………………………………………….. ..41

«Что мне делать? Я страдаю

блудной похотью…»…………………………………………………………………………………….. ..42

Велика помощь Божия.……………………………………………. ..44

Обезглавить дракона…………………………………………………………………………………….. ..45

Когда ты сластолюбив

и сребролюбив…………………………………………………………………………………….. ..46

Святые пустынницы………………………………………………………………………………………….. ..49

стр 4

Она не просила

избавить ее от борьбы…………………………………………………………………………………….. ..50

«Победила ты меня, Сарра!»……………………………………………………………………………………. ..52

ОГОНЬ, ГОРЯЩИЙ ДЕНЬ И НОЧЬ

Безымянные подвижники

о борьбе с блудной страстью………………………………. 55

После долгого времени прошла брань…………………………… 57

Ничто так не огорчает демона блуда,

как открытие его дел……………………………………………………… 59

Защититься от помыслов мы не можем…………………….. 62

Когда Господь попускает падение…………………………………………. 66

Царство Божие силою берется…………………………………….. 67

Не пытайся искоренять помыслы,

но противодействуй им………………………………………………….. 71

Мы страдаем от беспечности………………………………………. 73

стр 5

Опыт поможет подняться после падения………………….. 75

Молитве духовника должно

сопутствовать наше старание……………………………………. 77

Просить у Бога терпения для подвига………………………….. 79

Только благодать может распознать

дьявольские ловушки……………………………………………………….. 80

Бесы ни на мгновение не прекращают борьбы…………….. 82

Отвращение ко греху — признак покаяния……………………. 84

Подражая падению, сможем ли

подражать покаянию?………………………………………………….. . 90

Покаяние может

и соблазн обратить на пользу………………………………………… 95

Подвиг любви…………………………………………………………………….. 97
стр 6

Бог вознаграждает труд терпения………………………………. 99

Когда кораблекрушение неминуемо……………………………. 103

Целительная горечь……………………………………………………… 110

Умей выслушать мудрый совет………………………………….. 112

Против слова Божьего демоны бессильны………………… 114

Не дай бумаге стать железом…………………………………….. 120

В страхе Божием или с радостью о Господе…………….. 122

стр 7

Наказание за гордыню…………………………………………………… 125

Награда за верность………………………………. ;…………………… 128

Оружие победы…………………………………………………………………….. .129

Нелегко вернуть благодать…………………………………………. 131

Высок чин монашеский!………………………………………………. 138

Возложи на Господа печаль свою……………………………….. 141

«Помилуй мое смирение!»……………………………………………. 144

Как обрести страх Божий………………………………………….. 14S

Послесловие…………………………………………………………………………. .154

От автора

Дорогой читатель!

Во все времена у всех народов ценилась настоящая, дружба. Верный друг всегда считался усладой жизни, и его близость помогала побеждать трудности, избегать оши­бок, справляться с унынием.

Книга, которую Вы держите в руках, подобно хороше­му другу, послужит, мы надеемся, и добрым советником, и поддержкой в трудную минуту жизни, а может быть, даже убережет от беды. Речь в ней пойдет о самом глав­ном — о том, как сделать свою жизнь подлинно счастли­вой. Центральное место в ней занимают советы, как дос­тичь чистоты жизни. Об этой чистоте задумываются почти все; наверное, каждый из нас стремится видеть чи­стоту вокруг себя, начиная со своей одежды и кончая мыс­лями и желаниями.

Но одно дело — чего-то хотеть, а другое — этого дос­тигнуть. Часто так бывает, что между нашими желани­ями и реальными делами лежит глубокая пропасть. «…Же­лание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу… Бедный я человек!» (Рим. 7; 18, 24) — так воскли­цал св. апостол Павел, видя и в себе, и в других людях

………………….Протоиерей Андрей Овчинников………………………

постоянное противоборство добра и зла. Причина такого раздвоения грех, которым поражен всякий человек.

Размышляя о проблеме греха и борьбы с ним, мы обра­тились к советам и наставлениям самых древних христи­анских подвижников — отшельников и монахов, населяв­ших Египетскую пустыню в IVVI веках. Именно их изречения, бережно, с любовью сохраненные учениками, со­ставили знаменитую книгу Древний патерик, которая на протяжении столетий была излюбленным чтением русско­го православного народа.

Пятая глава Древнего патерика повествует о борьбе с блудной страстью. Именно этой теме посвящена и наша кни­га. Вероятно, многие сразу зададут вопрос: как можно исполь­зовать опыт древних отшельников в современной жизни? Жизни, в которой для большинства Египет ассоциируется с круглогодичным приятным отдыхом на берегу моря, а не с «ко­лыбелью монашества» и родиной великих святых.

Другие, прочитав название, возмущенно скажут: «Мо­нахи V века жили в дикой пустыне, они были девственни­ками, некоторые из них по 50 лет не видели женщин. Я живу вXXIвеке и мечтаю создать хорошую семью… Какую пользу принесут мне их советы ?» Подобные возражения правомер­ны, но мы, тем не менее, уверены, что затронутая нами тема не может и не должна оставить читателей равно­душными. Ведь то, о чем мы пытаемся говорить, стало все­общей проблемой. Сугубо эта проблема коснулась наших детей, молодежи. Речь идет о пагубном духе времени и о тех «ценностях», которые для многих стали целью и смыс­лом жизни. Прочно в наше сознание въелись такие поня­тия, как вседозволенность, сексуальная свобода и безот­ветственное отношение к жизни. Отовсюду слышны призывы: «Бери от жизни все!», «Весь мир создан для тебя!», «Живем один раз».

И немногие, к сожалению, особенно среди молодых, по­нимают, что эти призывы подталкивают человека на смер­тельно опасный путь воплощения в жизни своих страстей и пороков. Не только отдельный человек, но целые общества, избравшие подобные девизы своими целями и ориентирами, обречены на самоуничтожение и вымирание.

4
…………………Как достичь чистоты жизни……………………

Мы не хотим, чтобы это случилось с нами и с нашими детьми, поэтому и обращаемся к проблеме чистоты жизни. Необходимо спасение от грязи, которая потоками льется в наши души с телевизионных экранов и из Интернета, с рек­ламных щитов и обложек журналов. Пошлость и растление проникли в школы и даже детские сады; духом блуда напол­нен воздух, с открыто звучащими пошлыми разговорами, сек­суальными анекдотами и непотребными выражениями.

В связи с этим наш взор обращается к Церкви. Все большее число людей начинают реально осознавать, что спасение от «чумы XXI века» возможно только в Церкви, в Ее спасительной ограде, и самое главное — в особой благо­датной жизни, которую именно Церковь сегодня в наиболь­шей степени и способна дать. Церковь в наше время — это единственный форпост, вставший на пути развития гре­ха, чтобы это зло обнаружить, о нем во всеуслышание ска­зать миру и дать особые силы и средства для победы над ним.

Советы и наставления древних отцов Египетского монашества вошли в сокровищницу Церковного Предания. Изречения старцев — это голос всей Церкви. Тысячи уче­ников восприняли их призывы к новой, духовно возвышен­ной жизни и мужественно вступили в тяжелейшую борь­бу со злом ради спасения своей души. Нам ли, христианам XXIвека, не услышать отеческие наставления, пропитан­ные состраданием и любовью к погибающему от грехов, человеку?

Самоотверженная жизнь древних подвижников, под­виги которых не вмещает наше сознание, привлекла к ним сугубую благодать Божию, сделала их причастниками Бо­жественного света. Природа этого света такова, что он не гаснет даже через века и тысячелетия и способен про­светить разум, согреть душу, успокоить сердце нам, со­временным христианам, живущим в совершенно иных ус­ловиях и особом времени. Мы веруем, что пребываем в одной Церкви вместе со святыми древнего и позднего времени, и если Церковь — это наша любящая мать, то угодники Божий — это наши старшие братья, к советам которых велит прислушиваться наш христианский долг.

Протоиерей Андрей Овчинников

5

Немного истории

Обрести Град Божий

На протяжении всей истории Церкви в ней, сменяя друг друга, возникали особые очаги духовной жизни. Они объе­диняли людей, однажды осознавших себя, по слову апосто­ла, «чадами Божиими» (Ин. 1; 12) и устремившихся всеми силами души к обретению и познанию Истины, явленной в Иисусе Христе. В IVVI веках таким благодатным духов­ным оазисом стали пустынные пространства Верхнего и Нижнего Египта.

То была сложная и противоречивая эпоха. В 313 году Эдикт императора Константина I Великого подвел итог трех столетий, на протяжении которых христиане боро­лись за свое существование, бесстрашно погибали, испове­дуя свою веру, являя миру невиданный дотоле пример само­отверженности, любви к Спасителю и стремления в Царство Небесное. От лица императорской власти хрис­тианство было провозглашено государственной религией, но по сути своих законов, нравов, быта огромная Римская империя оставалась языческой, изобиловала контрастами и конфликтами, была сотрясаема сменой властителей и идеологий, возникновением различных ересей. В такой ат­мосфере нелегко было жить по законам Евангелия, noэmо-му и потянулись томимые духовной жаждой христиане в

6
…………………….Обрести Град Божий…………………………

безлюдные земли, чтобы там, прервав все социальные свя­зи, забыв о несправедливости и несвободе, обрести свой Град Божий.

Почти все первоначально желали одинокого подвига, продолжая традицию IIIII веков, когда из-за жестоких гонений первые отшельники, как, например, Павел Фивей-ский (ок. 228 — ок. 341), на десятилетия уединялись в пе­щерах Фиваидской пустыни. Множество затворников было рассеяно по Фиваиде. Однако природа человеческая рано или поздно склоняется к сообществу, возникает потребность в руководстве и научении. Так возле тех, кого Господь на­делил даром пастырства, — опытных старцев и прослав­ленных подвижников, — начинают расти монашеские по­селения. Пустыни заселяются так быстро, что еще при жизни первых Святых Отцов — основателей общин мож­но было говорить о внезапно образовавшейся «иноческой стране» с монастырями, в которых сосредоточивалось до нескольких тысяч человек. Существование подвижников в таких монастырях могло принимать разные формы — от полуотшельнических поселений, где каждый брат уединялся в своей келье (такому образу жизни монахов положил на­чало Антоний Великий), до киновий, организованных по принципу строгого общежития (эта форма монашества была учреждена Пахомием Великим, младшим современни­ком св. Антония).

Поучительная жизнь первых монахов христианского Востока недолго оставалась предметом устной славы и умножавшихся преданий. Изречения Святых Отцов, крат­кие повествования о них стали собирать и записывать в крупнейших египетских монастырях — Нитрии, Келлии, Ските. Множество рукописных сборников с этими рас­сказами, переведенными на разные языки, стали широко из­вестны под названием патериков. «Отечники», или «книги отцов» (от греч. pater—отец), в переводе на церковнославян­ский в XI веке появились и на Руси, послужив прообразом ори­гинальных русских произведений этого жанра — Киево-Печерского, Волоколамского, Псково-Печерского, Соловецкого патериков. Предназначенные в первую очередь тем, кто уже

7


……………………….Немного истории…………………………….

избрал иноческую стезю или готовился к подвигу, патерики со временем стали любимым в народе нравоучительным и одновременно занимательным чтением. Уже в XII веке рус­ские книжники переработали переводные предания о древ­них пустынниках, поместив их в знаменитый и исключи­тельно популярный вплоть до начала XX века сборник церковного чтения «Пролог». Многие сюжеты впослед­ствии почерпнула из него светская литература.

Известны два вида патериков. Они составлялись либо по алфавитному расположению имен Святых Отцов, о ко­торых и от имени которых записывались рассказы и на­ставления, либо по принципу тематических глав, посвящен­ных той или иной христианской добродетели или же борющей христианина страсти. Именно в таком, поглав-ном патерике и содержится глава «Разные повести к управлению против восстающих на нас блудных броней», ставшая основой этой книги.
КАК ПОРАЗИТЬ ЛЬВА

 

Отцы монашества

современному человеку

Советы и наставления древних отцов Египетского монашества вошли в сокро­вищницу Церковного Предания. Изрече­ния старцев — это голос всей Церкви. Ты­сячи учеников восприняли их призывы к новой, духовно возвышенной жизни и мужественно вступили в тяжелейшую борьбу со злом ради спасения своей души. Мам ли, христианам XXI века, не услышать отеческие наставления, пропи­танные состраданием и любовью к поги­бающему от грехов человеку?

 

Протоиерей

Андрей Овчинников

 

Преподобный Антоний Великий

(память 17/30 января)

Преподобный Антоний, названный Святой Церковью Великим, по праву именуется и от­цом монашества. Этот воистину величайший подвижник родился около 250 года в египет­ском селении Кома вблизи Фиваидской пусты­ни. Двадцатилетним юношей он отдал нужда­ющимся все свое имение и начал жизнь, наполненную духовными подвигами и трудом. Его житие (написанное свт. Афанасием Алек­сандрийским) повествует о том, как неуто­мимо он перенимал опыт духовного совер­шенствования у других пустынников, как укреплялся в вере, отражая молитвой и пос­том страшные нападения бесовских полчищ. Ни тяжкие увечья, причиненные ему слугами дьявола, ни лицемерная лесть врага рода че­ловеческого не могли поколебать твердости святого и его великого смирения. Укрепив­шись в этой борьбе, преподобный Антоний ре­шился на еще мало известный в то время под­виг отшельничества и удалился в глубь

11

………………….Протоиерей Андрей Овчинников………………

пустыни, чтобы в полном одиночестве и мол­чании продолжить служение Господу. Так он провел 20 лет. Но затем Промысл Господний призвал к святому Антонию людей, жаждав­ших духовного руководства. Вскоре гора, быв­шая местом его уединения, стала приютом множества монастырских обителей. У препо­добного появились ученики, готовые подра­жать его великой любви к Богу, постоянству в трудах и бесстрашию в исповедании веры. Последнее качество Антоний Великий вполне проявил во время жестоких гонений на хрис­тиан в 311 году, когда он ушел из пустыни, чтобы открыто присоединиться к мученикам за веру Христову. Господь спас тогда Своего избранника, так как тому предстояло еще око­ло полувека просвещать современников и на­ставлять братию, бороться с ересями и помо­гать советами власть имущим (преподобного глубоко почитали равноапостольный царь Константин с сыновьями). Скончался препо­добный Антоний в 356 году в возрасте 105 лет. В предсмертных наставлениях инокам он за­вещал им «пребывать всегда в единении меж­ду собою, а преимущественно с Господом, а по­том со святыми, да примут они и вас по смерти в вечные свои кровы, как друзей и знаемых». Мощи святого Антония Великого два столетия пребывали в благословленной его подвигами пустыне, а затем, в Средние века, были увезе­ны в Европу и ныне покоятся в храме Святого Иулиана в Арисе (Франция).

12
……………..«Основной инстинкт» или блудная страсть…………

Христианин должен помнить о провокациях

«…думаю, что тело имеет движение естественное, прирожденное ему; но оно не действует, когда душа не хочет, -и бывает в тепе одно движение без по­хоти. Есть и другое движение, происхо­дящее от питания и разгорячения тела пищею и питием. Происходящий от них жар крови производит возбуждение в теле. Потому-то и сказал апостол Павел: не упивайтеся вином, в немже есть блуд (Еф. 5; 18); равно и Господь в Еванге­лии сказал ученикам Своим: внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством (Лк. 21; 34). Б подвижниках же бывает еще и иное дви­жение, происходящее от коварства и зависти демонов. Итак, нужно знать, что движения в теле бывают трех родов: одно естественное, другое от неразбор­чивости в пище и третье – от демонов»*.

Авва Антоний

Итак, в начале 5-й главы мы читаем рассуж­дения Антония Великого о различном проис­хождении телесного возбуждения («движения в теле»). Авва Антоний выделяет и главные при­чины, по которым человека беспокоит всякое плотское искушение.

Во-первых, в нас есть некое естественное, прирожденное, «движение». (Если бы этого ес­тественного движения не было, то и размноже­ние рода человеческого было бы невозможно.)

* Цитаты приводятся по изданию: Древний патерик, изложен­ный по главам. — М.: Правило веры, 2006.

13

………………Протоиерей Андрей Овчинников…………………

Но так как все естество наше искажено гре­хом, диавол пытается каждому доброму движе­нию как бы добавить от себя нечто, что и добро обращает в грех. Поэтому и плотское желание, изначально предназначенное Богом для размно­жения рода человеческого, превращается в осо­бое состояние, которое называется похотью. Христианин всегда должен помнить об этих провокациях, о том, что очень важно вносить элемент чистоты во всякое исполнение своих потребностей и желаний.

Например, употребление пищи, по Божие-му замыслу, направлено на то, чтобы человек поддерживал свои телесные силы. Вкушать пищу — не грех. И Христос ел и пил вино. Одна­ко для многих из нас то, что должно быть нор­мой, превращается в излишество, и страсть чре­воугодия порой настолько порабощает человека, что он не знает, как с нею справиться.

И так каждое движение души направлено либо на удовлетворение необходимого, и тогда это угодно Богу, либо ведет к невоздержанию и в результате обращается против нас.

То же самое можно сказать о похоти. Вле­чение мужчины к женщине или женщины к мужчине изначально не было греховно. Это было стремление, которое Бог благословлял. Но грех исказил эти отношения. Грань между естественным проявлением заложенных в нас сил и чрезмерным их «выбросом» — очень тон­ка. Поэтому всегда надо стараться с Божией помощью различать: что есть грех, а что гре­хом не является.

14
………«Основной инстинкт» или блудная страсть……..

Далее авва Антоний называет очень распро­страненную причину, вызывающую движение похоти, — уже упомянутое нами чревоугодие. Святой Антоний говорит: «Есть движение, про­исходящее от питания и разгорячения тела». Происходящий от пищи и пития «жар» произ­водит возбуждение в теле. Вот почему борьба с блудной страстью тесным образом связана с воз­держанием от вина и переедания.

Во время Великого поста мы каждый день коленопреклоненно обращаемся к Богу с мо­литвой, чтобы Господь дал нам дух целомудрия и терпения. Не случайно эта молитва — молит­ва Ефрема Сирина — совершается в период са­мого строгого поста, когда христианин по Ус­таву Церкви должен сурово ограничивать себя в пище, особенно разгорячающей — мясной, жирной. Это очень способствует тому, чтобы по-настоящему побороться и с блудной похотью. Чтобы телу, истощенному постом, было удобно принять дух терпения и целомудрия.

Заповедь о воздержании очень важна для каждого из нас. И не только в пост мы должны разумно ограничивать себя в пище и питии — для христианина всегда заповедано упражняться в воздержании, А если изучать аскетику более внимательно, то увидим, что некоторые Святые Отцы особо выделяют виды пищи, которые рас­паляют этот внутренний огонь — похоть.

В первую очередь, это, конечно, алкоголь, особенно крепкие напитки. Но и кроме вина, мясо и всевозможные приправы могут опреде­ленным образом повлиять на наше внутреннее

15

……………………Протоиерей Андрей Овчинников………………..

состояние: связь души и тела существует — она очень тонка, но она есть. Поэтому нельзя пре­небрегать законами, которые открыты нам, с Божией помощью, святыми подвижниками. Ведь следуя даже самым простым правилам, мы можем придать нашей духовной жизни верное направление, а важнейшее требование при этом — содержание наших плотских желаний в некой узде. Проще говоря: не всё из того, что тебе хочется, надо делать.

Собственно, аскетика как наука о борьбе со страстями как раз учит и монаха, и христиани­на, живущего в миру, тому, что можно и чего нельзя. Правда, апостол говорит: все мне позво­лительно (1 Кор. 10; 23), — потом добавляет: но не все полезно. Как человек ты свободен, но для твоего спасения не все тебе пойдет на пользу.

И вот здесь очень важно избрать некий сре­динный путь, по которому затем и следовать. С одной стороны, не впадать в излишество — до такой степени, чтобы потом не знать, как побе­дить приобретенную дебелость плоти. Это одна крайность.

Другая крайность — когда мы начинаем жить слишком строго, и у нас не хватает и решимости, и внутренней ревности, и веры, чтобы дожить так до конца. Сама по себе строгая жизнь — это не плохо. Плохи откаты. Любое ослабление и ос­тавление начатых трудов — есть хоть и малое, но отступление от Христа. Поэтому правильнее все­го — избрать себе такой духовный темп, чтобы он никогда не снижался. Пусть подъем будет самым-самым скромным, чуть видимым, но он будет.

16
…………«Основной инстинкт»или блудная страсть………………

Приведем для примера опять-таки время Ве-ликого поста. Хорошо, когда мы настроены на­чать его ревностно, усердно. Но все-таки пост долог — семь недель. Нужно рассчитать силы, оценить свои возможности: работаете вы или на пенсии, где именно трудитесь, учитесь ли, есть ли семья или ее нет — все надо учитывать. И все труды в совокупности должны нам помочь. Есть труды исключительно духовные, а есть труды на благо ближнего: и те и другие богоугодны, если придать им христианское направление. Только в совокупности разных добродетелей и опреде­ляется общая польза поста. Нужны и телесное воздержание, и душевное попечение, и чисто духовные труды, и служение ближним, и дела милосердия, и забота и т. д. и т. п. На каждый день поста нужно себе намечать ту программу, которая поможет достичь праздника Пасхи Хри­стовой.

Так вот, возвращаясь к мысли Антония Ве­ликого, причина плотской страсти во многом проистекает от нас. Если мы изберем воздер­жанное отношение к употреблению пищи, от­дыху, всевозможным утешениям для плоти, то бороться с блудными искушениями будет на­много легче.

Еще одна названная аввой Антонием причи­на, от которой возникает в человеке блудная по­хоть, связана с действием падших духов. И про­исходит это не случайно, а именно тогда, когда человек решает исправиться, побороться со страстями, хоть немного стать подвижником. «По зависти демонов» у христианина может

17

…………………..Протоиерей Андрей Овчинников………………….

появляться греховное плотское чувство. От та­кой борьбы не свободны даже святые. Нередко возникает ситуация, когда приходит на исповедь человек расстроенный, унылый и говорит:

— Но как же так? Я старался, я боролся, я что-то начинал делать, а на меня нашли всякие мысли нехорошие, мечтания и т. п.

Надо быть готовым к этому, понимать, что падшие духи рядом с нами, они постоянно пы­таются посеять нам в сердце эти «нехорошие мысли», чтобы мы соблазнились. Поэтому надо учиться видеть их хитрость и сознавать немощь своей плоти.

Когда на нас сыплются искушения, мы, хри­стиане, должны себя приготовить к борьбе и знать, что во всяком поединке бывают и раны, и падения, и победы. Если побеждаем, то — сла­ва Богу, как пророк говорил: Не нам, Господи… но имени Твоему даждь славу (Пс. 113; 9). Если же терпим поражение, то часто это дается для того, чтобы мы себя лучше узнали — вот она, наша немощь, вот они, наши силы ничтожные: только Господь отступит — сразу падаем.

Эти причины, эти опасности, о которых го­ворит Антоний Великий, нужно всегда помнить для того, чтобы правильно врачевать движение блудной страсти.

Авва Геронтий Петрский

Благодатный свет Фиваиды идет к нам из такой дали веков, что неудивительно, если на этом пути теряются подробные сведения о боль­шинстве древних подвижников. Но мы благодар­ны, даже если предание сохранило нам только имена тех, кто почти два тысячелетия назад да­вал наставления, полезные нашим душам и до­ныне.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *