ЛЕСТВИЦА

Вступление

В четвёртое воскресение Великого Поста Церковь Христова празднует память преподобного Иоанна Лествичника, автора известной во всём христианском мире книги «Лествица». Мнение Церкви об этом сочинении  необыкновенно высоко. «Лествица» по своему духу и высоте слова приближается к Священному Писанию, эта книга является шедевром святоотеческой мысли и духовного опыта. «Лествица» по праву именуется учебником монашеской жизни. Многие поколения христианских подвижников руководствовались изречениями преп. Иоанна Лествичника в духовной борьбе за спасение своей души. Монашество всегда было и останется «светом для мирян», уделом самых ревностных  последователей Христа Спасителя.

Духовный подвиг, правильный и законный, просвещает Светом Христовым  разум и сердце человека. Вот почему среди иноков так много знатоков Священного Писания и подлинных духовных писателей. Благодать Божия раскрывает монахам-подвижникам тайны духовной жизни. Этими душеспасительными знаниями угодники Божии с истинно христианской любовью делятся со всеми нами, желающими милости Божией и спасения души…

А как же миряне?… Возможно ли им, «имеющим жен и детей», приближаться к пламенному огню – источнику духовной мудрости? Можем ли мы оторваться от повседневной суеты, многозаботливости и трудностей  семейной жизни, чтобы прикоснуться к монашескому опыту и прославить память преп. Иоанна Лествичника? Или нам достаточно только Великим Постом в день памяти великого подвижника прослушать краткую проповедь о его жизни? А может быть опасно нам, мирянам, увлекаться «высотами духовной жизни», от которых бывает один шаг до прелести и пагубного самопревозношения.

Движимый  пастырской любовью ко всем спасающимся, сознавая своё духовное несовершенство и уповая на милость Божию и молитвы преп. Иоанна Лествичника, предлагаю нашим боголюбезным читателям беседы на книгу «Лествица» с разъяснением отдельных стихов этого сочинения применительно к современной жизни.

Эти беседы первоначально проводились с учащимися Воскресной школы для взрослых Храма Христа Спасителя в 2007-2008 гг.  По просьбе слушателей я решился  изложить их в письменном виде.

Беседы адресованы как новоначальным христианам, так и тем, кто пребывает в Церкви многие годы, ибо ступени «Лествицы» охватывают все периоды духовной жизни христианина, постепенно возводя человека по пути добродетели от «земли на небо».

Беседы – плод моего скромного пастырского опыта и  малого подвига в деле спасения души. Цель книги – привлечь внимание современных христиан к изучению «Лествицы» для руководства в духовной жизни.

Изложение бесед ведётся в соответствии с последовательностью изложения стихов «Лествицы». В настоящем издании разобраны  первые  3 Слова (ступени) великого подвижника: «Об отречении от жития мирского», «О беспристрастии, то есть отложении попечений и ипечали о мире, » О странничестве, то есть уклонении от мира». В дальнейшем планируется продолжить издание бесед по каждому Слову  «Лествицы».

Для облегчения восприятия текста, изречения преп. Иоанна Лествичника выделены жирным шрифтом курсивом. Параллельно с беседами я рекомендую читателям обращаться к оригинальным стихам «Лествицы» в изложении великого подвижника благочестия.

Любезные читатели, испрашиваю Ваших святых молитв и прошу милостивого снисхождения к моему труду.

Автор, протоиерей Андрей Овчинников

 

Вступление (на этой странице)
скачать doc

1-я ступень « Не любите мира, ни того, что в мире»

скачать doc

2-я ступень О беспристрастии…или о том, чему нас учит красота цветов и пение птиц

скачать doc

3-я ступень « О странничестве»

скачать doc

Наши благочестивые предки любили перечитывать «Лествицу», особенно во время Великого Поста. Как и Священное Писание, «Лествица» каждый раз прочитывается и понимается по-новому, как будто духовный мир становится нам ближе. Стремление изучать опыт и традиции Православной Церкви, раскрытие для человека смысла святоотеческих изречений, понимание ранее непонятого — всё это добрые признаки того, что мы идём в нужном направлении, а наша духовная жизнь строится по правильным законам.

Не будем унывать, если при чтении «Лествицы» возникают трудности в понимании её в целом или отдельных стихов. Господь открывается не пытливому уму и высокому интеллекту, а кроткому и смиренному сердцу. Это важнейшее правило аскетики и христианского богословия.

Автором «Лествицы» является преп. Иоанн, игумен горы Синайской, именуемый Церковью Лествичником. Он подвизался в монашестве около 60-ти лет; получив от Бога многие благодатные дарования, преп. Иоанн к концу своей земной жизни стал мудрым наставником Восточного монашества. Как известно, в монахи идут не для того, чтобы писать книги, а ради покаяния и борьбы со страстями. И лишь долг любви побудил преп. Иоанна Лествичника оставить своё безмолвие, молитвенные подвиги, благодатные созерцания и взять перо, чтобы передать братии тот бесценный опыт, который он стяжал в течение десятилетий строгой монашеской жизни.

Первая ступень «Лествицы» говорит об отречении от мира. Об отречении от мира, как начальном подвиге христианина, учат и другие св.отцы : Авва Дорофей и преп. Исаак Сирин свои сочинения начинают с этого же наставления.

Отречение от мира — это не только уход за монастырские стены и принятие иноческих обетов. Мир – это понятие собирательное. Мир, который отпал от Бога – это совокупность всех страстей, он «лежит во зле» (1 Ин.5,19 ), в жизни грехолюбивого мира царствуют «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1 Ин. 2,16). Именно от такого мира призывает нас отречься преп. Иоанн Лествичник. А мир, сотворённый Богом, как часть Вселенной, не требует отречения.

Большинство монашеских обителей создавались в необыкновенно красивых местах, как бы подчёркивая, что связь с красотой этого мира облегчает путь к небесному Иерусалиму. Есть на земле уголки девственной природы, которые своим видом говорят, что и в этом мире, как творении Божием, хотя и повреждённым грехом, всё-таки осталась печать Божественной Премудрости и красоты. Греховный мир, от которого человек хочет отречься, именуется одним из трёх главных врагов нашего спасения. А ещё нам нужно силой Божией победить диавола и усмирить свою падшую природу и ветхого человека.

Комментарии запрещены.