О духовной природе человека.

Сегодня, дорогие братья и сестры, нашу беседу мы будем проводить по книге святителя Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь и как не неё настроиться».

Я напомню, что мы с Вами разбираем очень важную тему, которую нужно всем усвоить, потому что она касается устроения человека. Мы с Вами изучаем подлинно православное учение о человеке, выразителем которого был епископ Феофан Затворник – знаток святых Отцов, переводчик и безукоризненный делатель в духовной жизни.

Мы с Вами коснулись меты устройства человеческого тела. На прошлом занятии мы окончили говорить о том, как устроена человеческая душа – вторая ипостась личности человека. Выделили в ней три главных силы: сила мыслительная, сила деятельная и сила чувствительная. Говорили о том, что эти силы связаны с умом, волей и сердцем человека. А сегодня мы будем говорить о третьей, самой возвышенной части человеческого существа, человеческой личности, которая именуется духом.

Итак, человек трёхсоставен: он состоит из тела, души и духа. Если мы будем сравнивать человека с прочими животными созданиями, тварями, мы найдём нечто общее: способность к самосохранению, необходимость питания, размножения, защиты, какого-то развития, – есть во всех видах живых существ: и у насекомых, и у рыб, а даже в растительном мире есть что-то схожее. Но при этом человек всегда отличается от всего животного мира. Человек именуется венцом творения, царём всякой твари. Если изобразить все мироздание в виде пирамиды, то человек поставлен во главе, он увенчивает то, что творил Бог.

Что же делает человека таким венценосным? Здесь мы подходим к самому главному. Венценосным человека делает именно дух – особая сила, которую, как пишет епископ Феофан Затворник, вдохнул Бог в лицо человека, завершая сотворение его. Ни одна живая тварь не была создана именно вдохновением Божиим. Все твари творились только лишь по повелению Бога: «Да будет твердь!», «Да будут воды!», «Да будут живые существа (рыбы, звери, растения)!» Человек создан особым образом. Внешне он имеет сходство с растительным, животным миром, но увенчивает его божественная сила – дух Божий, который Господь при творении вдохнул в человека.

Нам очень важно отличать что такое душа и что такое дух. Иногда мы слышим, правда, от дилетантов, людей, которые не разбираются в этих понятиях, о том, что занятия искусством, музыкой, наукой, культурой именуются духовной жизнью, жизнью духа. Но давайте сразу договоримся, что епископ Феофан, говоря о душе, которая бессмертна, которая богоподобна, отводит ей место исключительно земное и временное. Он пишет: «Душа наша обращена исключительно на устроение нашего временного быта, земного». Но, в отличите от телесных потребностей, потребности души более возвышенные. Мы видим, что на земле можно заниматься разными делами. Возьмите сферу искусства, особенно ту, которая называется классическим искусством, допустим, русскую литературу, русскую музыку. Практически все наши музыканты и композиторы составляли и церковные песнопения. Многие наши писатели касались религиозных вопросов. Но в основном они занимались именно вопросами временной жизни, хотя некие прорывы в область духа, в область духовной жизни они совершали. Но это уже не их была сфера. Так вот, душа занята была обустройством временным. Но, в отличие от тела, которое печётся только о самом низменном (поесть, поспать, одеться, помыться), все это очень примитивно. И животные этим тоже обеспокоены. Но написать стихотворение, музыкальное произведение или картину ни одна живая тварь, кроме человека, неспособна. Человека от животного ещё отличает дар слова. Хотя внешне орган слова, вроде бы, телесный, — слово воспроизводится с помощью исключительно телесных органов: языка, голосовых связок, зубов, губ, но это есть орган душевный, орган души. Поэтому то, что выше души, то, что касается духовной жизни, — это уже не её сфера. Ни один художник, ни один поэт, ни один музыкант (в нашем понимании) не может учить, свидетельствовать о духовной жизни не может, потому что он этому не обучен. Всё высокое, что он создал, он создал лучшее, но для этой временной жизни.

Мы сказали, что душа человеческая сходна с душой животных в своей низшей части, но в высшей  части она несравненно совершеннее. Это отличие нашей души  от  животной как раз и зависит от сочетания её с духом. У животных  душа со смертью  прекращает своё бытие. Со смертью человека его душа не умирает и не уничтожается. Она выходит из тела, переходит в загробный духовный мир, где продолжает вечно существовать. Человек бессмертен, но  не абсолютно, как  Господь, а только  по благодати Божией.

Что же даёт человеку дух, что это за сила, которая есть у каждого человека, а не только у тех, кто находится в лоне Церкви. Епископ Феофан говорит: «Дух, как сила, от Бога исшедшая, ведает Бога, знает Бога, ищет Бога и в Нем одном находит покой. Неким сокровенным чутьём, осознавая, что эта сила исходит от Бога, дух чувствует полную от Него зависимость. И сознаёт себя обязанным всячески угождать Богу и жить только для Него и Им».

Когда мы говорили о том, как устроено тело человека, то разделяли его на составные части: внутренние органы, опорно-двигательные системы, состоящие из костей и мышц, и нервную систему. Когда мы говорили о душе, то в её природе выделяли части: мыслительную, деятельную и чувствительную. Чтобы говорить о духе более наглядно, епископ Феофан выделяет в нем три основных свойства: страх Божий, совесть, жажда Бога.

Страх Божий – первое свойство духа. Страх Божий – понятие очень важное для христианина. Это есть дар благодати Духа Святаго. Пророк Исаия,  в своей книге,  указал на семь даров Божиих. Одним из таких дарований является именно страх Божий.  Говоря о страхе мы, сразу  представляем Бога  строгим, неумолимым хозяином, судьёй, которого нужно панически бояться, потому что за неисполнение Его требований человек подлежит наказанию.  Такое настроение было до пришествия в мир Христа Спасителя. Весь Ветхий Завет пронизан таким настроением: живи по-Божьему, и будет тебе благо; если нарушишь Его предписания, тебе будет плохо. Возьмите любую заповедь, например, почитания родителей. Сказано: чти отца и мать и благо тебе будет (Исх. 20, 12). В это понятие «благо» входит жизнь, полная всякого изобилия, естественно, материального. Что полагалось за нарушение этой заповеди? Смертная казнь, причём публичная через побиение камнями.  Вот таким, конечно, кровавым способом выжигались в памяти и разуме божественные истины.

До недавнего времени Сирия была самой безопасной страной на Ближнем Востоке. В любое время дня и ночи можно было ходить по улицам Дамаска, не опасаясь никаких нападений. За год во всей стране совершалось всего семь преступлений со смертельным исходом. При этом шестерых преступников нашли сразу. Их публично повесили на самом многолюдном перекрёстке. Они висели довольно долго, и все автомобилисты, которые проезжали мимо этого места, получали очень хорошее назидание. Здесь мы не будем эту практику как-то обсуждать или критиковать, но результат налицо: у нас семь убийств в час, а тут – в год. Но цель-то достигнута — страх Божий.

С момента пришествия в мир Христа Спасителя, конечно, всё поменялось. Евангелие всё наполнено надеждой и утешением, наполнено духом ободрения. Самое распространённое слово Нового Завета – «не бойся!», второе – «радуйся и ничего не бойся!» Но как бы то ни было, человек – создание падшее и боязливое. Всё равно страх в нас сидит очень глубоко, — в нашем сознании, в нашем сердце. Но, оказывается, этот страх очень полезен, очень нужен.

Мы с Вами читали поучения о страхе Божием. Особенно интересны поучения о страхе Божием у аввы Дорофея, у Иоанна Лествичника. Не было ни одного святого Отца, который писал о духовной жизни, и обошёл бы эту тему. Страх Божий есть новоначальное состояние верующего человека. Как только человек обращается к Богу, начинает делать свои первые шаги в духовной христианской жизни, первое чувство, которое у него должно очень ярко обостриться в душе – это страх, страх перед Богом. Мне как священнику очень много приходилось слышать таких рассказов, когда люди, ведущие мерзкую перед Богом жизнь, — в страстях, пороках, — просыпались ночью в холодном поту с полным осознанием, что их ведут на смертную казнь, что они умрут через час, а потом будет суд Божий. В страхе они спешили в Церковь, часто они приходили  до открытия храма. Подойдя к священнику, они не знали, что нужно делать, но говорили, что им страшно,  они не знают, с чего начать и как этот страх в себе победить. Но это был тот страх, который произошёл с ними во спасение души. У св. Иоанна Лествичника мы с Вами читали о том, каким снам человек может верить? Никаким нельзя, но всё-таки, есть сны, которые от Бога: это сны о суде Божием и  о вечной муке. Если  приснится такой сон — считай, что тебя посетил Бог.Значит ты делаешь что-то не то в своей жизни и это может принести страшный вред человеку. Никаким другим снам верить нельзя. Это совет, проверенный духовным опытом.  Страх Божий будил совесть человека и приводил его в храм Божий, потому что здесь был выход, здесь было лекарство от этого страха.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.