Христианский взгляд на страдания и болезни

перейти к обсуждению

Вся наша жизнь – это череда событий и радостных, и печальных. Как в природе, когда солнечные дни сменяются ненастными, и мы ждём, когда же опять выглянет солнце… А если ждать нечего, если ненастье в семью пришло навсегда — близкому человеку врачи поставили «страшный» диагноз, долгожданный ребенок родился инвалидом?…

Как с этим жить? За что это горе и несчастье? Где черпать силы, как набраться терпения в этой жизненной ситуации?

В беседе с протоиереем Андреем Овчинниковым  раскрывается  христианский взгляд на смысл  страданий, скорбей и испытаний, посылаемых нам Господом.  Несчастье ли эти события, или Божье указание на путь спасения? Ведь терпеливое, смиренное служение страдающему, нуждающемуся в помощи ближнему – добродетель, приближающая нас к Богу, дающая возможность найти свой христианский путь. Путь, конечно, не лёгкий, требующий и жертвенной самоотдачи, и перемены мировоззрения, и  борьбы с самим собой, со своими грехами.

В болезнях, смерти близких, особенно в  смерти детей  без христианского понимания трудно найти утешение. Понятия временной и вечной жизни, смерти, как перехода к вечной жизни, помогают нам правильно осмыслить, и по-христиански относиться к печальным событиям.

Все наши скорби,  страдания очищают душу и готовят её к состоянию вечного единения с Богом, ведь эта временная жизнь и дана нам для того, чтобы подготовиться к встрече с Ним.

Важные христианские понятия о смысле жизненных испытаний человека глубоко  раскрываются  в беседе с отцом Андреем.

«Многими скорбями надлежит нам

войти в Царствие Божие» (Деян.14,22)

— Сегодня мы продолжаем наш разговор о христианской жизни и поговорим о теме жизненных испытаний, с которыми мы, как правило, сталкиваемся в семейной жизни. Не случайно, наверное, русский народ говорит: «Жизнь прожить – не поле перейти». Расскажите, в чём же заключается смысл христианской жизни?

— Смысл христианской жизни заключается в том, чтобы познать Христа. Такое познание должно совершаться с сознательного возраста и продолжаться до смерти человека. В этом деле Христос всем нам первый помощник. Больше всего Бог хочет, чтобы человек всю свою жизнь посвятил Ему. Христос создаёт самые удобные условия, чтобы открыть себя человеку. Только ленивый и рассеянный человек не видит близость Бога к себе. Очень важно жить повнимательнее, и тогда мы увидим, что Бог на каждом шагу открывается нам. Христианская жизнь уникальна тем, что предоставляет человеку самый лёгкий способ познания Бога. Оно совершается через Церковь, что даёт человеку возможность пребывать в благодатной христианской атмосфере.

Для того, чтобы правильно говорить о христианской жизни и о познании Христа, как нашей главной цели, всем нам необходимо опытно убедиться, что наше состояние ненормальное. Христианство учит, что каждый человек рождается поврежденным грехом. Повреждение это очень глубокое и всестороннее. Грехом заражены наши сердце, ум, воля, совесть и даже само тело. Если бы не Христос, то состояние человека было бы безнадёжное и близкое к отчаянию. Согласно Священному Писанию, главный плод греха – вечная смерть (Рим.6,23). Люди, жившие до рождения Иисуса Христа, это практически испытывали: их земная жизнь была одним большим страданием, а после смерти надеяться было не на что. Как бы человек не жил, праведно или греховно, участь была одна – сошествие в ад. Наше состояние совсем другое. Мы живём уже в новозаветное время и можем через Христа приобщаться к вечной жизни. Всё дело в нашем выборе и решимости стать христианами. Бог в долгу не останется! Если человек делает к Нему один шаг, то Бог со своей стороны – десять.

Через грех произошёл глубокий разрыв каждого из нас с Богом. Изменить ситуацию можно только через Христа, когда, приложив со своей стороны особый труд, мы можем вновь вернуться в наше первозданное состояние. Подобно Адаму, близость Бога к нам будет реальной и ощутимой. Смысл жизни обязательно должен быть религиозным и духовным. Настоящее христианство начинается с того, когда человек может ответить на самый главный вопрос: «Для чего я живу?» На этот вопрос нужно отвечать и через призму всей жизни, и проживая каждый её день. Чаще надо спрашивать себя: «Что было мной сегодня сделано для Христа»? Каждый прожитый день даёт нам широкие возможности совершать христианские поступки. От этого наша жизнь, как целостный процесс, состоящая из отдельных прожитых дней, тоже будет христианской. Чтобы быть христианином, необходимо правильно используя опыт Церкви, бороться с тем злом, которое рождается в нашем сердце и которое мы наследуем как потомки Адама. В этом важном деле Господь Иисус Христос всегда приходит к нам на помощь. Больше всего Он хочет, чтобы человек осознал необходимость такой борьбы и начал этим заниматься.

Какие добрые плоды от этого рождаются? Первый из них – это вера в вечную жизнь. Христианство – религия, которая говорит: «Человек, ты вечен! Смерти не существует!» То, что мы называем телесной смертью, означает лишь переход, разрыв души и тела и выход её в вечность. Если человек поверит в вечную жизнь, то он будет правильно относиться и к временной жизни, сможет правильно понять смысл всяких страданий и скорбей. Очевидно, что временная жизнь коротка и конечна, а вместе с ней закончатся все страдания и болезни. Христианину Господь даёт правильное понимание всего происходящего в жизни и удивительную возможность проникать в суть вещей.

Временная жизнь нам дана только для того, чтобы подготовиться к жизни вечной. Подготовка заключается в том, что мы будем уподобляться Христу. Вечная жизнь может быть разной. Христианство говорит о двух состояниях: блаженном и мучительном. Чтобы сподобиться Царства Божия и вечной радости общения с Богом, Ангелами и со святыми, мы должны в этой жизни стать на них похожими и на земле научиться жить по небесному. Нам необходимо приобрести те качества ума и сердца, какие были у наших святых. Речь идёт и о кротости, и о смирении, и о послушании, и о любви, и о покаянии, и о целомудрии. Земная жизнь дана для трудов над собой, чтоб хотя бы начатки этих добродетелей человек явил в своей жизни. После смерти ничего нового не будет. Каждый будет находиться в том месте и с теми людьми, к которым тянулось его сердце. Если человек хотел кому-то помочь, пытался остановить зло на себе и на своих детях; старался послужить ближнему, любил молитву, вчитывался в Священное писание, верил в Иисуса Христа, как своего Спасителя и старался исполнять Его волю – он жил правильно и плодотворно. Понятно, что эти качества, которые будут усвоены сердцем, после окончания земной жизни не уйдут бесследно из души. Для человека нерелигиозного главной станет эта короткая временная жизнь. Все свои силы, способности и желания он обратит на устройство земного благополучия. Своим сердцем полюбит материальные вещи, а так как сердце не может раздваиваться, то человек не сможет полюбить вечное и духовное – то есть Самого Бога. Если человек не полюбит Бога, а в Боге и ближних, то такая жизнь в очах Бога будет бесплодной. В вечности такому человеку рассчитывать не на что.

Какие особые свойства христианской жизни мы можем отметить? Во-первых, Господь хочет, чтобы мы принесли покаяние. С покаяния начинается христианство. Покаяние – это изменение всей нашей жизни, разворот от греха к добродетели, от временных наслаждений к трудам над собой. Бог хочет, чтобы этот разворот произошёл в нашем сердце. Дальше мы должны свою веру в Бога сделать живой, состоящей из реальных добрых дел. Апостол Павел говорил: «Без веры угодить Богу невозможно» (Евр.11,6). Если наша жизнь не является религиозной, а поступки не выражают христианскую веру, то мы не христиане. Вера — как зерно, брошенное в наше сердце в момент крещения, должна пустить корни, прорасти и принести плоды. Вот для чего мы живём. Сказано, что путь на небо узкий и тесный. Христос говорил, что только тот, кто отвергся себя, взял крест и последовал за Ним, может надеяться на спасение собственной души. В Новом Завете говорится о необходимости распинать свою плоть, борясь со страстями, безропотно терпеть скорби, бороться с соблазнами мира, и даже противостоять бесовским козням. Такая окраска христианской жизни страданиями, болезнями, нищетой, предательствами, гонениями является нормой, и ничего страшного в этом нет.

Важной составляющей христианской жизни является служение ближнему в духе Евангелия. Ближний – это не тот, с которого нужно что-то получить и обобрать «как липку». Ближний – это сам Христос, которому я должен послужить. Смотреть на людей нужно только так. Масштаб служения у всех разный, но Господь принимает даже добрые мысли и слова. Многие спрашивают: «А как больной может послужить ближнему?» Если человек терпит свой недуг, довольствуется посильным уходом своих родственников, даёт возможность им отдохнуть, поспать ночью, то в таком состоянии больной являет любовь. Естественно, она замечается Богом.

Жизнь христианская многообразна. Господь попускает нам различные испытания и в семейной, и в церковной, и в общественной жизни, и это совершенно нормально. Дальше мы раскроем смысл страданий, которыми нас Господь ведёт по пути спасения.

— Молодые люди отмечают, что жизнь похожа на зебру – полоса светлая, полоса чёрная. Людям кажется, что в семью приходит большое горе, когда рождается ребёнок-инвалид. Многие даже отказываются от больных детей. Как Вы думаете, дети-инвалиды это наказание за греховную жизнь или милость Божия, Который видит, что этому малышу будет благостно именно в этой семье?

— Сейчас мы перешли к конкретному вопросу, который связан с особым испытанием, когда в семье рождается ребёнок-инвалид. Нам трудно сказать, почему Бог попустил родиться в этой семье ребёнку-инвалиду. Однажды апостолы, увидев слепорождённого, спросили Христа: «Равви! кто согрешил он или родители его?» На это Спаситель ответил: «Не согрешил ни он, ни родители его. Но это для того, чтоб на нём явились дела Божии» (см.Ин.9,2-3). Наверное, это главный ответ на поставленный вопрос. Рождается юный страдалец для того, чтобы на нём явились дела Божии. Причину болезни мы не знаем, но веруем, что от этого будет польза всем: и самому ребёнку-инвалиду, и тем, кто окружит его заботой.

Часто такие выражения, как «беда, пришедшая в семью», «горе», «несчастье», понимаются неправильно. Если говорить о горе, страдании и несчастье, то подразумевать нужно одно – совершённый грех. Это и есть настоящее горе, потому что через грех мы лишаемся связи и общения с Богом – источником жизни. Ничего печальнее, страшнее и опаснее, чем разорвать свою связь с Небесным Отцом быть не может.

Важно, чтобы под влиянием Церкви наше мировоззрение менялось. Главные понятия следует расставить в нужной последовательности и наполнить их правильным пониманием. Итак, истинная беда – это греховная жизнь, которая нас удаляет от Бога. Что касается внешней скорби, в данном случае рождённого больного ребёнка, то мы должны воспринимать это как средство и путь спасения для людей, которые с ним будут связаны.

Какие добрые плоды от этого рождаются? Во-первых, родители и остальные домочадцы приобретают важную христианскую добродетель – терпение. Без терпения, как без цемента, нельзя построить дом. Оно скрепляет все христианские добродетели между собой. Один из святых сказал, что «терпение есть дом души, а смирение – её пища». В Евангелие Спаситель много говорит о необходимости терпения, что только претерпевший до конца будет спасён. Сам Христос явил удивительный пример Божественного долготерпения. Если бы Бог на какое-то мгновение перестал бы нас терпеть, то весь мир сгорел бы в огне от грехов. Поэтому, когда рождается больной ребёнок, Бог даёт домочадцам возможность стать терпеливыми. Следующим духовным приобретением является обращение родителей к Богу. Когда в доме скорбь, то люди здесь плохие помощники; они говорят просто пустые слова, которые ничего не решают, могут утешать, но всё это ненадолго. Человек в страданиях будет тянуться к Богу, и в Нём искать силы для дальнейшей жизни. Поэтому если через больного ребёнка родители и родственники семьи начнут свой христианский путь – это будет великая милость Божия. Если б такой больной ребёнок не родился – все жили бы как большинство людей – работали, веселились, покупали, продавали; жизнь бы наполнялась взрослыми игрушками: машинами, одеждой, едой. Страшно подумать, что будет с человеком, когда его душа заполнена подобной пустотой. Страшно, когда за этой завесой души нет главного наполнения, Которым должен быть Бог. Когда в семье рождается больной ребёнок, то часто жизнь в семье меняется кардинально.

К сожалению, существует и печальная статистика. В 70% полноценных семьях, где рождается ребёнок-инвалид, муж уходит из дома.

— Боится трудностей?

— Боится трудностей, общественного мнения, стесняется своего сына-инвалида в обществе и показывает гнилость всей своей жизни. Ничего человеческого, уж не говорю христианского, он в себе не развил. Когда Бог ему указывал прямой путь в Царствие Небесное – взять крест служения родному сыну – он отказался.

Есть семьи, которые не только приняли это испытание, но ещё больше сплотились – не только супруги, но и сами дети. Больной ребёнок никого не оставляет равнодушным – вся семья концентрирует свою жизнь вокруг него, многие хотят ему послужить. Как многодетный отец свидетельствую, что больной ребёнок – самый любимый. Не только мы, родители, дети, но и родственники, друзья, знакомые, соседи испытывают к таким детям особые чувства. Такого мальчика или девочку всем жалко, и они больше всех окружены заботой и вниманием.

Что даёт многолетний терпеливый уход за больным ребёнком? Самое главное, что от этого мягчает наше сердце. Для того, чтобы оно научилось состраданию, жалости, любви, необходима тренировка. Если рядом с нами нет больного, нищего, глупого, бедного, как мы можем научиться этим качествам? Представьте себе место, где все люди самодостаточны и полноценны: богаты, здоровы, умны, обеспечены, живут ни в чём не нуждаясь. Что произойдёт с ними? Апостол Павел в послании к Галатам говорит: «Берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом» (Гал.5,15). В обществе, где нет сострадания и милосердия, начинаются процессы самоуничтожения. Поэтому, там, где можно послужить больному и слабому, Богом создаются самые благоприятные условия, чтобы научиться любви. Как священник и многодетный отец, который общается с людьми, в том числе имеющими больных детей, свидетельствую, что большинство из них – люди замечательные, с какими-то святящимися добротой глазами, с особыми словами, которые всегда доходят до человеческого сердца, готовые отдать последнее, забывающие о себе, т.е. это настоящие христиане. Скорбь, которая пришла в их дом, сначала может и придавила этих людей, но за их смирение и терпение родились и добрые плоды. И как мы можем говорить, что больной ребёнок – это несчастье?! Если через это человек стал намного лучше в очах Божиих и приобрёл то, что ни за какие деньги никогда не купишь. Обычно в семье, где есть больные дети, родители в своём сердце охладевают к этому миру. Это тоже очень важный христианский плод. Мы очень привязаны к временной жизни, постоянно хотим достичь всего удобного, вкусного, комфортного, потому что наше сердце не приобрело Христовы свойства. А когда человек Богом поставлен, чтобы служить больному, то это самый короткий путь стать христианином. У человека даже времени нет на пустые занятия. Ты занимаешься главным – служишь. Приходя ко всякому больному, мы приходим и служим Христу. Но в больницу мы ходим не часто, а если больной лежит у тебя дома в течение многих лет, то каждая протянутая кружка воды, и доброе слово, и помощь – она напрямую оказывается Христу. Что может быть выше и драгоценней такого состояния?!

Поэтому мы должны многое менять в нашем мировоззрении и в нашем сознании, в том числе и к тем страдающим людям, которые нуждаются в нашем сострадании и помощи. Надеемся, что влияние Церкви будет доходить до того, что настоящие христиане будут понимать и на практике исполнять заповеди Божии, выраженные в приёме в свою семью сироты или регулярную помощь детям-инвалидам… И слава Богу, что такие примеры есть. Находятся такие добрые люди, чьё широкое сердце способно полюбить не только собственных детей, но и тех, что остались без отца и матери и испытывают огромные страдания, живя в детском доме, лишённые семейной ласки, любви и заботы.

— Отец Андрей, в детский дом же часто попадают дети, имеющие определённые отклонения в развитии. И мне всегда обидно, когда говорят, что эти дети с ограниченными физическими возможностями. Мне кажется, что если окружить этих крох по-настоящему любовью и заботой, то вырастут дети с безграничными возможностями.

— Да, действительно это так, и главная причина, почему ребёнок находится в таком заведении и с годами отстаёт от своих сверстников – это отсутствие ухода, внимания и любви к нему. Любовь, которая как солнечный свет, способный дать развитие и рост любому растению и живому организму. А ребёнок, который находится без этой ласки, как цветочек без солнечного тепла и света. Мне доводилось бывать в подмосковных больницах, где находятся дети, брошенные родителями. В лечебном учреждении для них выделена отдельная палата, расписанная героями из детских сказок, там играет музыка, но персонал заходит в такие палаты совсем нечасто. Понятно, что ни музыка из мультфильмов, ни нарисованные сказочные персонажи не могут заменить детям материнского слова, ласки, доброты, влияния отца. Конечно, такие дети, ограниченные в любви, вырастают очень ущербными.

Продолжая говорить о проблеме невинных страданий, ещё раз скажем: если в семье есть ребёнок-инвалид, то этим указывается самый короткий путь спасения. Яви любовь к этому страдающему малышу, и ты будешь близок к Богу. Про детей сказано, что «таковых есть Царствие Божие» (Лк. 18, 16). Через страдающих детей Господь открывает человеческую душу и показывает что в ней. Там или христианские добродетели – терпение, любовь, жертвенность, самозабвение, забота и тогда человек достойно исполняет волю Божию, либо испытание показывает, что кроме уныния, озлобления, чёрствости сердца, эгоизма, неверия, ропота на Бога, ты ничего не приобрёл. Поэтому тренировка сердца – главное в христианстве. Для этого нужны условия, которые Господь нам даёт.

Из личного опыта скажу, что труды, которые семья несёт, поднимая больного ребёнка, привлекает ко всем нам сугубую милость Божию. Когда нам потребовалась помощь, в том числе и материальная, то всё необходимое, как говорится, посыпалось с неба. Мы получили всё, что нам требовалось: и возможность лечиться за границей, и приход в семью нужных специалистов и доброе слово поддержки многих людей. Я людям благодарен всем за помощь, но вижу, что через людей действовал Бог.

Господь даёт нам испытания. Если мы их принимаем, то за наше смирение Он являет Свою всемогущую помощь. Самое утешительное – это ощущать, что ты не одинок. Особое слово поддержки нужно говорить женщинам, которые остались одни, потому что от них ушли мужья. Оказаться преданной и брошенной в самую тяжёлую минуту жизни – один из тяжелейших ударов судьбы. Но несмотря ни на что, нужно устоять, показав твёрдость своей веры и мужество души. Недаром говорится: «Чем глубже ночь, тем ярче звёзды», чем больше тоски и печали на сердце у человека, тем ближе к нему Бог. На сером фоне скорбей ярче будет сиять Божественный свет. Ни в коем случае нельзя опускать рук, унывать, сдаваться, отступать – нужно всегда искать выход и обращаться к Богу за помощью. Сплотиться вокруг общей проблемы – это тоже важное качество христианской жизни. Скорби для того и посылаются, чтобы с одной стороны мы стали ближе к Богу, а с другой стороны и ближе друг к другу.

— Отче, недавно к нам в редакцию пришло письмо от 14-летнего юноши. Он пишет, что очень долго хотел младшего братика или сестрёнку, а когда это случилось, он узнал, что новорожденный с серьёзными проблемами. Он пишет, что ему стыдно перед друзьями и сверстниками, что его брат инвалид, и он даже боится выходить на улицу, чтобы над ним не смеялись.

— Наверное, должно пройти время. Если этот мальчик, который сейчас находится в сложном подростковом возрасте, требующем огромного внимания и чуткости со стороны родителей и педагогов, найдёт в себе силы, чтобы принять это испытание, то Господь ему обязательно поможет. Сострадание к брату-инвалиду придёт не сразу, потребуется время, чтобы терпеливо заботиться и ухаживать за братом. Представьте радость родителей, которые увидят, что их 14-летний сын – не просто сложный подросток, которому интересны только Интернет да улица, а человек, в котором пробудились подлинные христианские качества, когда он в меру своих сил занимается младшим братом и помогает родителям его лечить и воспитывать. Самое главное – переступить через мнение сверстников, улицы, масс-медийных изданий, которые говорят, что нужно жить только для себя. Жить нужно не для себя, а для Христа и для ближнего, и всего себя отдавать на служение людям. И если этот мальчик попробует обратиться к Богу и приложит скромный труд, помогая больному брату, он найдёт сокровище. Это сокровище скрасит всю его жизнь, возможно, что дальнейшие годы будут проходить под особым благословением Божиим. Сам ребёнок-инвалид, который подрастёт, скорее всего, будет до конца своей жизни глубоко благодарен за оказанную заботу. Таким образом, для подростка открывается большая возможность – явить христианство в жизни, отбросить ложный стыд, обратиться с молитвой к Богу, и заняться настоящим мужским делом.

— Все мы смертны, и в этом заключается великая любовь Божия к людям, ведь было бы жестоко даровать нам бессмертие в тленном теле. Когда умирает измученный болезнями человек, нам больно и горестно от его утраты, хотя и понимаем, что с уходом жизненные страдания прекратились. Но ведь очень часто из жизни уходят юные создания. Почему умирают дети, и в чём родителям искать утешения?

— Причина смерти детей от нас сокрыта. Это пути Промысла Божия. Мы не знаем очень многого, но христианину заповедано не доискиваться до причин происходящих событий, а принимать то, что посылается Богом. Если мы коснёмся проблемы невинных страданий и детской смерти, то христианство может приоткрыть эту тайну. Известно, что первыми мучениками за Христа стали дети. Это были Вифлиемские младенцы, которые родились почти одновременно со Христом. Проклятый царь Ирод велел их убить. Церковь, в период Святок, совершает память 14 тысяч младенцев, прославляя их невинные страдания. Таким образом, Рождество Христово окрашено пролитой чистой детской кровью. То, что Сам младенец Христос не был убит – это чудо. Рождается в этом мире Бог, приходит к людям спасение, Любовь и Истина – и это всё сразу преследуется. Почему так случается в жизни? Почему всё доброе, святое, чистое осмеивается, гонится и в конечном итоге убивается?! Причина – в повреждённости этого мира грехом. В состоянии повреждения человек соприкасается с самим дьяволом. Если нет борьбы с грехом, то дьявол берёт верх, и люди становятся послушным орудием злой демонической силы. От этого человек несёт в себе и вокруг себя одно разрушение. А христианство человека разворачивает в другую сторону. Христианин – это созидатель. Главное, чтобы в нашей душе зарождалось Царство Божие, начатки новой жизни. Такая жизнь будет влиять и на других людей, и на весь окружающий мир. Недаром преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». «Не может укрыться город, стоящий наверху горы и, зажегши свечу не ставят её под сосуд, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Мф.5,14-15). Этот благодатный свет Христов, который христианин стяжал в своём сердце, влечет к Нему многих людей.

Христианство разворачивает человека к вечной жизни, призывает его поверить в эту вечную жизнь. Очень глубоко сказал об этом Апостол Павел: «Для меня жизнь – Христос, а смерть – приобретение» (Флп.1,21). Мы все должны придти в такое устроение, когда смерть для нас будет не страшным воспоминанием, от которого выступает на спине холодный пот, а тем моментом, когда мы переступим черту, отделяющую эту жизнь от вечности. Смерть – это приобретение. Приобретение Христа и всего того, что будет с нами всегда. Поэтому весь христианский подвиг направлен на то, чтобы человеку правильно подготовиться к смерти.

Когда умирают дети родителям, друзьям, родственникам естественно скорбеть, плакать, горевать – без этого невозможно. Да и в самом Евангелие говорится, что Христос тоже плакал, когда умер Его любимый друг, Лазарь четверодневный. Слёзы слезам рознь. Когда человек плачет и не приходит в отчаяние, то такой плач облегчает скорбь и согревает сердце. Но если плач лишён веры в Бога, когда человек не знает, в чём смысл его жизни, и для чего дальше жить, если умер собственный ребёнок, то такое состояние для души очень тяжёлое. С таким чувством жить очень плохо! Христианство обнадёживает человека в том, что временная жизнь есть только начало. С окончанием её происходит переход в вечность, уготованный всем. Поэтому, понимание детской смерти, особенно невинного младенца, через христианскую веру очень простое. Ребёнок – это ангел, у которого ещё чистая, светлая, прекрасная душа. Это как цветочек, который сорван, и его ещё ни дождь не побил, ни нога не втоптала в грязь. Он сорван, чтобы все им любовались. Душа ребёнка забирается ангелами Божиими, свободно проходит все мытарства и обретает у Бога не просто счастье и радость, а вечное блаженство. Поэтому родителям-христианам, которые потеряли детей, нужно глубоко в это поверить. Смерть – это событие, в котором проявляется два момента: или умирает человек, подобный созревшей пшенице и спелому плоду, который нужно снимать с ветки и убирать в житницу. В этом объяснение, почему умирают хорошие, благочестивые и даже святые люди. Они уже готовы для жизни в Царствии Небесном. Второй момент связан с кончиной нераскаянных, отвергающих Бога грешников. Это образ бесплодной смоковницы, никому ненужной, которая посекается Богом. Если человек живет, и его сердце полностью занято только тленным и временным – для Бога смысл такой жизни ничтожный. Иногда даже грешника Бог забирает раньше времени, чтобы он не добавил нового зла к тем грехам, которые постоянно совершал. Бог через смерть или пресекает процесс разложения души, либо благочестивому человеку Господь сохраняет то, что уже приобретено. Только личный опыт христианской жизни может помочь родителям пережить смерть ребёнка. Почему дети не доживают даже до зрелых лет? Потому, что Бог видит всю человеческую жизнь, а мы смотрим только на ближайшие дни. Вот он ребёночек, который радовал родителей, дедушку, бабушку, ангелочек, который лежит в кроватке, с кудрявыми волосиками, которого можно и поцеловать, и пощипать, но жизнь-то впереди длинная, и только Бог может усмотреть и увидеть, что произойдёт через 30-40 лет. Возможно, Он увидел то, что жизнь этого ребёночка могло сильно осквернить.

— Т.е. смерть как предостережение?

— Да, в данном случае смерть как предостережение. И в слове на гибель Вифлиемских младенцев свт. Иоанн Златоуст говорит: «Бог знал, что если бы дети не умерли от меча и стрел воинов, то многие из них, достигшие зрелых лет, наделали много в жизни зла и были бы лишены вечной жизни». Смерть ребёнка, как и рождение инвалида, очень важный урок, который Бог даёт всей семье. Понятно, что переживают не только родители, но и близкие, родственники и знакомые.

Что может произойти с родителями от смерти ребёнка? В нашем храме есть три женщины, которые став вдовами, потеряли единственного сына. Все они пришли в Церковь. Да, это путь исключительный, для женщины очень тяжёлый – не имея мужа, потерять сына, опору своей жизни. Но, не потеряв его, она бы не стала христианкой, не начала бы усердно молиться, каяться в грехах, читать Евангелие, изучать христианство в самом главном. И можем ли мы после этого сказать, что смерть её сына для неё была несчастьем? Нет, не можем. Вот таким путём Бог её привел к Себе. Она поняла, что можно жить только по вере, и обрела через 15 лет христианской жизни даже особую способность утешать других людей. К ней обращались люди, которые тоже лишились единственного сына или дочери, и она смогла сказать им то, что даже я, как священник, сказать не могу. Потому что я лично этот опыт не пережил.

При скорбях всегда легче молиться, каяться в грехах, поститься, посещать церковь. Душа хочет утешения. Если начать искать утешения в алкоголе, в музыке, в телевизоре, в книгах, это будет суррогат и какое-то забвение, а потом ещё большая скорбь. А вот христианство даёт человеку подлинное утешение, потому что через Церковь Бог соприкасается с душой человека. Опыт осмысления смерти, как перехода души в вечность, потребен каждому человеку. Ведь все понимают, что осталось нам не так уж и много: кому 10 лет, кому 20, кому 40, а потом всё равно конец. Можно себя утешать осознавая, что на этой земле всё кончается – и радости, и горести. Даже если родители потеряли единственного сына, не скорбите! Живите достойно христианского звания, и через определённое Богом количество лет вы там с ним встретитесь и будете вечно вместе, если вас объединял Христос, общая вера и молитва к Богу.

Иногда Господь забирает нерадивых детей, чтобы родители, оставшиеся на земле, могли их вымолить. Кто за них помолится, если отец и мать умрут раньше?! Если сын был пьяница, сидел в тюрьме, совершал прочие злодеяния – Господь его забирает, чтобы за него молились родители.

Излишняя скорбь за усопшего противоречит нашей вере в вечную жизнь. Многие знают, что умерший ребёнок обретает у Бога блаженство. А почему ты скорбишь, если твоему ребёнку там хорошо. Не просто хорошо, а он у Бога испытывает то, что мы здесь и словами выразить не можем – такое несказанное счастье. А что тогда плакать?! Значит, ты скорбишь и плачешь о себе! Такой плач от неверия и отсутствия религиозного опыта. Мне доводилось видеть, как верующие люди теряли единственных детей и достойно выходили из этого испытания. Они усиливали молитву, часто служили панихиды, читали дома Псалтирь … Конечно, Господь утешал и согревал сердце. А излишний плач об усопшем – признак нехристианского устроения нашей жизни.

Главное принять этот удар и смириться перед Господом. Следующая ступень – за все скорби Бога поблагодарить. Если мы дорастём до такого состояния, то будем недалеки от Царствия Небесного.

— Когда из жизни уходит родной человек, лучшее, что мы можем сделать – это горячо молиться за этого человека. Но ведь бывает и так, что женщина теряет ребёнка нежданно, ещё во чреве. Нет пола, имени, ребёнок не крещён. Как молиться за таких детей и можно ли ставить свечи в церкви или можно молиться только в домашней молитве?

— В Церкви поминаются только её члены. Если ребёнок умирает не крещённым – не важно, во чреве матери или уже рождённый, то в Церкви он не поминается. Это не означает, что он лишается Царствия Божиего. Что касается детей, то в Евангелие сказано: «Таковых есть Царство Небесное» (Мф.19,14).

Каким путём Господь возьмёт ребёнка к себе, мы не знаем, и об этом не нужно много переживать. Если женщина, будучи беременной, думала, что она станет матерью первого ребёнка, или даст жизнь второму, а может быть пятому, и хотела этого всеми своими силами, но не по своей вине ребёнка потеряла, об этом не нужно много скорбеть. Нужно смириться, найти силы, особенно при поддержке мужа, близких людей, духовника, и постараться сделать правильный вывод. Здесь, как священник, я не вижу широкой темы для научения.

Гораздо важнее подумать о уже рождённых детях. Вроде бы они желанны, особенно первенец в семье всегда долгожданный, сюрприз для родственников и знакомых, но со временем настроение меняется. Главная причина в том, что современная женщина была оторвана от правильного христианского воспитания. До сих пор в сознании большинства людей, в том числе и посещающих храмы, укоренилось мнение, что дети это что-то очень тяжёлое и много хлопотливое. Что с ними делать и как воспитывать – никто не знает. Один ребёночек ещё терпимо, второй лет через 7 тоже. Но если подумать о пятерых, шестерых детях, то крайне мало таких семей, где бы супруги были настроены на эти богоугодные труды рождения и воспитания своих детей. Наверное, главной темой церковной проповеди должен стать христианский подвиг. Тогда произойдёт изменение мировоззрения и в отношении детей. Дети должны перестать быть проклятием в сознании большинства, а стать благословением свыше. От детей нельзя предохраняться как от бандитов, а нужно радоваться новому малышу, который появляется в семье. Воспитание детей – один из важнейших духовных подвигов нашего времени, к которому нужно призывать верующих людей.

Печально видеть, что женщина, которая родила ребёнка и казалось бы, любит его, в три года отправляет малыша в детский сад. Непонятно, как может мать отдать своё любимое дитё другим людям на воспитание. Не так уж много педагогов, которые могут в полной мере заменить материнскую любовь. Мы касаемся очень серьёзной проблемы. Важно менять сознание людей и говорить о том, что настоящее христианство придёт в семью, когда в ней родятся все дети: и больные и здоровые, и ранние, и поздние. В этой семье через понесённые труды будет глубокое осознание того, что жизнь не прошла зря, и силы были потрачены на главное. Конечно, можно говорить о том, что в наше время всем не хватает денег, поэтому женщины должны работать. Это очень печально. Христианская семья в момент её создания должна включать в себя решение этих проблем. Женщина, которая собирается выйти замуж, на мой взгляд, должна обговорить со своим будущим мужем эти вопросы. Может быть, супруг сможет быть единственным кормильцем, чтобы женщине стать заботливой женой и матерью. Если бы создание семей предварялось решением этой проблемы, тогда бы многое поменялось и в сознании. До сих пор сдвиги очень слабые.

Сейчас нужно ориентировать молодую семью на рождение трёх-четырёх детей. Если мы сможем добиться в этом успеха, это будет огромный сдвиг. Церковь призывает к деторождению не для того, чтобы решить демографическую проблему, хотя она остро стоит в России. В большой семье создаются лучшие условия для полноценной христианской жизни, причём для всех членов: и для детей, и для родителей. В большой семье не может быть плохих людей, потому что они с рождения вовлечены в особую атмосферу служения, заботы, любви, добра. Как священник и многодетный отец, я хочу, чтобы на наших приходах радовались многодетным семьям, чтобы им оказывалась посильная помощь и самое главное – было внимательное отношение со стороны прихожан и духовенства храма.

Вопрос, который был задан о нерождённых детях, был переведён в другую плоскость, и мы поговорили, как заниматься рождёнными детьми.

— Отче, и ещё один довольно сложный вопрос: как принять известие о неизлечимой болезни и говорить ли о смертельном диагнозе своим домочадцам?

— Всё зависит от внутреннего опыта христианской жизни самого больного. Если он есть, зачем кого-то обманывать? В Церкви много раз произносится ектенья, в которой мы испрашиваем у Бога добрую христианскую кончину. Христианство – это жизнь в подготовке к смерти, но не к той, которую мы воспринимаем через похороны, кладбище и могилу. Это смерть тела, а мы говорим о смерти, как о той черте, которая отделяет временную жизнь от вечной. Через таинственный акт смерти душа, выходя из тела, попадает в духовный мир. К этому переходу нужно всё время себя обращать.

Кто-то из святых сказал: «Здоровье – это дар очень ценный, а болезнь есть дар бесценный». Какие плоды болезни? Это экзамен нашей веры, то самое испытание, которое показывает, какой я христианин. Болезнь всегда воспринимается как последствия грехопадения, а главным из плодов греха явилась смерть. Поэтому болезнь и смерть – проблемы очень близкие. Когда человек заболевает, то это состояние есть предвестник смерти. Для того, чтобы человека воспитать для вечной жизни, Господь часто посылает духовные и телесные недуги. Когда человек заболевает, первое, чему он должен научиться – правильно относиться ко всему временному. Через страдания многие иными глазами начинают смотреть на земную жизнь. В очах больного она перестаёт иметь цену. Представьте себе неизлечимую болезнь, когда нет никаких перспектив. Что за жизнь, постоянно влачить страдания и мучения, изо дня в день — одни процедуры, лекарства, больницы, врачи и т.д. Дьявол настолько хитро нас обманывает, что многие по-настоящему верят в то, что эта временная жизнь никогда не кончится. Но если посмотреть, как она у многих людей устраивается, то приходишь в недоумение, какие у человека планы, когда он в 70 лет начинает писать диссертацию, строить дом, путешествовать… А жить-то осталось всего ничего! И человек последние годы жизни растрачивает впустую.

Обычно смерть приходит, когда человек к ней совсем не подготовлен, а вот болезнь делает человека по-христиански мудрым. Он понимает, что Бог его остановил в нужный момент, чтобы человек не побежал за тенью или миражом, чтобы он не вступил на тропу, которая ведёт в трясину или в пропасть. Болезнь – твой учитель! Она говорит, что страдания, посылаемые Богом, есть лекарства, которые очищают душу, обращают взор твоего ума к вечной жизни. Да, специально Бог показал, что земная жизнь пропитана страданиями, в том числе, чтобы ты за неё не цеплялся. Бог наш не таков, чтобы делать нас несчастными.. Бог – это Сама любовь, и создал Он человека, чтобы всегда быть с ним. Как бы не было трудно, нужно пройти свой отрезок временной жизни. Этим отрезком приобретается вечность. Очень важно, как мы проживём, какие процессы будут задействованы в нашей душе. Земные страдания обладают очистительным свойством, ибо «страдающий плотью перестаёт грешить»(1 Петр.4,1). До какого веселья, пьянства, блуда больному человеку? Нет ни сил, ни денег, ни возможностей. Если ты удержан от греха в страданиях – это уже благо. Сколько здоровых людей, которые постоянно грешат, и прибавляют одну страсть к другой, умножая зло в своём сердце! И для них болезнь, часто тяжёлая – это благо. Очевидно, что лучше здоровяка наказать болезнью и тем самым остановить его на пути греховной жизни.

Естественно, что больной реальнее ощущает Бога. Он чаще здорового обращается к Нему с молитвой, не посещая храм, а лёжа в постели. В страданиях требуется облегчение боли и надежда на лучшее. Обычно, больные чаще исповедаются и причащаются Святых Христовых Тайн, потому что нуждаются в таком духовном утешении. Естественно, находясь в болезни, у человека есть возможность много подумать о своей жизни, вспомнить не только друзей, но и врагов, обидчиков, предателей. Часто бывает, что через болезнь человек со всеми примиряется и всех прощает. А если болезнь прогрессирует и остаются считанные дни жизни, то для христианина это особая милость Божия, когда знаешь о своей скорой кончине. Такое знание всё внимание человека обратит к должной подготовке для встречи с Богом.

Большинство людей не знает дня собственной смерти и в этом заключается глубокая премудрость Божия: не зная этого, человек должен всегда готовиться к смерти. А если б нам открылась дата перехода в вечность, то многие бы до последнего момента проводили рассеянную и праздную жизнь, а в последний месяц – началось бы покаяние. Но обычно так не бывает. Сознательная греховная жизнь делает человека неспособным на духовные труды. Человек ничему христианскому не научился, а в старости изменить жизнь могут немногие люди. Вывод — приучайся быть христианином смолоду, когда ты можешь меняться и усваивать Евангельский образ жизни. Больному человеку гораздо проще, ему по-своему легче, заниматься главным. Драгоценные дни своей жизни, особенно последние, он полностью может обратить на спасение своей души и вход в Царствие Божие. Недаром сказано, что необходимо помнить о своём последнем дне и тогда во веки не согрешишь.

— Мне очень понравилось, как про это сказала главный врач первого Московского хосписа Вера Миллионщикова. Она сказала: «У наших больных есть время достойно завершить свои мирские дела».

Конечно, крест болезни нести тяжело, но через него даётся ощущение милосердия и бескорыстного служения Богу. Но порой проблемы и тяжёлые испытания сыпятся одно за другим и просто не знаешь, откуда силы черпать. Что посоветуете?

— На вопрос, откуда черпать силы, мы можем найти множество ответов в Священном Писании. Сказано: «Придите ко мне все труждающиеся и обременённые, и я успокою вас» (Мф.11,28). То есть Господь Сам Себя предлагает человеку . В другом месте Христос говорит: «Просите, и дастся вам» (Мф.7,7). Что просить? Просить всего потребного для познания Бога. Просить тех самых сил, которых у нас очень мало. Мы постоянно слабеем и от уныния, и от своей раздражительности, и от гнева, и от маловерия. Вроде хотим что-то сделать, но ничего не получается. Господь хочет, чтобы мы к Нему постоянно обращались. Может быть, Бог специально лишает нас этих сил, чтобы научить нас молиться. Когда на нас наваливается тяжёлое бремя скорбей и горестей, то полезно вспомнить слова Апостола Павла о соответствии искушений нашим силам (см.1 Кор.10,13). На этом основывается вера в то, что ни одному человеку Бог не посылает крестов неподъёмных. Единственное, что утяжеляет крест, это наше неверие и несогласие с волей Божией.

На кресте были распяты не только Спаситель, но и два разбойника. В этих двух деталях Церковь видит объяснение жизни человеческой. Понятно, что Христос – это невинный страдалец. Благоразумный разбойник осознаёт, за что он страдает. За такое состояние глубокого смирения и покаяния он первым вошёл в рай. Другой разбойник оказался ожесточённым. Страдая на кресте, он свои муки увеличил тем, что похулил Бога. Если б он обратился ко Христу, приняв свою чашу страданий, то вошёл бы в рай вместе со своим собратом.

Черпать силы мы должны от Самого Христа. Это совершается через Церковь, потому что Церковь – это Тело Христово. В Ней есть всё, что нужно для нашего спасения: и слово мудрости, и Таинства, и благодать молитвы, и источник жизненных сил. Живя церковной жизнью, мы можем пользоваться этим благодатным сокровищем, которое Господь так щедро даёт каждому человеку. Человек, который не терпел и не страдал — не искусен. Бог специально попускает нам эти трудности, чтобы мы расширяли свой религиозный опыт и приобретали духовный опыт (см. Рим.5,3-5).

Христианство без опыта – не христианство. Муж не искусный — не ценен для Бога. Господь хочет, чтобы мы научились мудрости и опытности. Когда мы смиренно терпим, то приобретаем эту опытность или духовную мудрость. Принимать испытания нужно обязательно со смирением, и тогда сила Божия проявится в нашей жизни, ибо: «Когда я немощен, только тогда силён» (2 Кор.12,10). Делая вывод, скажем, что черпать силы в житейских трудностях и испытаниях нужно из главного источника – Бога. Он единственный помощник, утешитель, наставник, на Которого нужно постоянно опираться. Самое утешительное, что Бог постоянно хочет нам помочь. Он всегда рядом с нами. Болезнь посылается для того, чтобы человек вспомнил о Боге, обратился к Нему с молитвой, покаялся в своих грехах и изменил свою жизнь. Этого Господь больше всего ждёт от нас. Для этого Он и напоминает о Себе такими сигналами.

Получение утешения от Бога возможно только при наличии смирения в сердце, а также искренней веры в Бога и чувства благодарности к Нему. Господь очень много доброго даёт человеку, но наша невнимательность, а лучше сказать грубость нашего сердца – главная причина, почему мы этого не замечаем. От Бога мы получаем всё, чем живёт наше сердце, чем мы по-настоящему услаждаемся, радуемся, что наполняет нашу жизнь смыслом, светом, утешением. Это очень важная сторона христианской жизни – быть Богу благодарным. А уныние в скорбях бывает не только наше собственное, но и от падших духов. В таких случаях нельзя падать духом, а быстрее обращаться к Богу за помощью. Церковь преподносит нам удивительные примеры жизни христианских подвижников. Особенно полезно в таком состоянии читать про наших новомученников, исповедников веры и старцев ХХ века. Главная отличительная черта этих угодников Божиих: духовная бодрость, улыбка, ласковое слово, благодатный свет в глазах, то есть те качества, к каким должен прийти каждый христианин. Очень важно не согнуться под бременем этих скорбей, не впасть в безнадёжие и уныние, не думать, что жизнь вся в сером цвете и нет выхода. Через страдание нужно сделать прорыв к Богу. А за это Господь в долгу не останется.

И ещё чисто практический совет – когда приходит скорбь, нужно больше внимать себе. Иногда мы смотрим по сторонам и говорим, что у многих наших знакомых вообще нет проблем, и у них в жизни всё хорошо. Это совсем не так! Мы видим только внешнюю сторону жизни. Может быть, человек и не болел, и не терял близких людей, и ни в чём его не обманывали, но от внешнего благополучия до внутреннего состояния огромный путь. Человек может прожить внешне очень спокойно, но в своей душе он будет глубоко несчастным. Просто потому, что его никто не любит и он никому не нужен. Христианство не предлагает человеку лёгкого пути, наоборот, призывает забыть о себе и свою жизнь превратить в подвиг жертвенного служения. Но только на этом пути обретается подлинное человеческое счастье, как обретение благодатного состояния души. Ощущение правильно прожитой жизни, где имели место христианский подвиг, борьба с грехом и постоянный труд над собой. Христианство не совместимо с «жизнью для себя». Оно не указывает человеку места, где полегче и помягче. Нам такая жизнь не нужна. Мы должны переквасить себя, изжить свою гордость, раздражительность, тщеславие, маловерие. Мы должны многое выстрадать, огнём испытаний очистить своё сердце. Поэтому меньше интереса к жизни других, а всё внимание только к себе. А ещё будем помнить о тех людях, которым намного хуже нас. Есть такие страдальцы на земле, которым действительно очень тяжело. Они годами лежат в больнице или сидят в тюрьме, их забыли собственные дети и они никому не нужны. Стоит своё сердце расширить, внимательно посмотреть по сторонам, чтобы увидеть – у нас не так уж всё и плохо. Бог с нами и Он показывает нам тот путь, по которому мы должны идти, перенося страдания и приобретая через это важные качества ума и сердца, чтобы вечно быть с Ним.

Беседу подготовила и провела

Ольга Панкратова

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *